Осетия Квайса



Пейзажи и натюрморты Юрия ДЗАНТИЕВА обладали волшебным притяжением

// 55 лет назад во Владикавказе открылась первая персональная выставка известного российского художника

Во второй половине октября 1958 в залах Северо-Осетинского республиканского художественного музея на открытии очередной выставки было многолюдно. О молодом художнике, Юрии Дзантиеве уже были наслышаны специалисты и многие любители изобразительного искусства. И всем было интересно, что покажет свежеиспеченный выпускник «репинки» – Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина.

Юрий Дзантиев в диалоге с посетителями выставки.

А он показал так, что удивил всех. Некоторые художники готовятся к персональным экспозициям не один год. У Дзантиева получилось уложиться в очень короткие сроки – такой безудержной была его одержимость к творчеству. Он представил работы 1957 года, в том числе дипломную «Возвращение с покоса», которая занимала всю стену центрального зала, а также то, что сделал за недолгое пребывание в родной Осетии по возвращению из города на Неве.

Искусствоведы и коллеги живописца знали о характеристике народного художника СССР, блистательного педагога Бориса Иогансона, которую тот дал своему ученику, назвав талантливым, трудоспособным художником, стремящимся к сочной, яркой и светлой живописи, умеющим хорошо компоновать картину.

«Ну, вот, здесь пахнет живописью», – высказался знаменитый профессор о дипломной работе Юрия. Не удержался и оппонент дипломанта, доктор искусствоведения В.И.Плотников: «Мне хотелось нарвать цветов с этого замечательного горного луга и преподнести их молодому автору!» Выставленные работы в полной мере соответствовали сказанному мастером и столь авторитетным экспертом.

«Чудесные пейзажи и натюрморты создал художник по возвращении из Ленинграда. В пейзажах «Утро в горах», «Поле белых цветов вечером» Ю.Дзантиев не просто фиксирует виденное, он как бы создает красками песни в честь красот родного края», – писала в отчете с выставки газета «Социалистическая Осетия».

Ю.Дзантиев. Натюрморт с персиками. 1958 г.

Большое внимание зрителей привлекла серия натюрмортов художника, особенно его персики, полотно «Гранаты и айва», которое было приобретено музеем после окончания экспозиции и по сей день украшает музейную коллекцию.

«Выставка наглядно свидетельствует о том, что в лице Ю.Дзантиева наша республика приобрела интересного, многообещающего художника», – отмечала «Социалистическая Осетия».

И тут же отнюдь не случайно добавляла: «Общественность Северной Осетии ждет от молодого художника произведений, которые отобразят современную жизнь, ждет интересных тематических картин, столь же оптимистично и убедительно звучащих, как его пейзажи и натюрморты».

В этих строках отражено и то, какие идеологические установки предписывались художникам того времени. Собственно, выставка еще шла, а в Северо-Осетинский обком КПСС уже посыпались «мнения», что живопись Ю.Дзантиева не созвучна социалистическому строительству, далека от будней трудовых масс. Посыпались обвинения в формализме и абстракционизме.

Молодой художник выстоял перед напором неслабых для той эпохи обвинений с политическим подтекстом, не изменив своим творческим принципам. Все последующие годы Юрий Александрович Дзантиев напряженно и плодотворно работал, создав целый ряд блестящих произведений. Но его новую персональную выставку, выставку уже заслуженного художника России, народного художника Северной и Южной Осетии пришлось ждать почти пятьдесят лет…

Буйное пиршество живописи Юрия ДЗАНТИЕВА

Осетинский нартский эпос Юрия ДЗАНТИЕВА