Урал – Алания. Сравнительные параллели. Часть 3. В Верхней Пышме – о Владикавказе
Игорь ДЗАНТИЕВ
При всем интересе и большой познавательной важности знакомства с уральской столицей – Екатеринбургом (часть первая репортажа – здесь; часть вторая – здесь), все же главной целью поездки группы журналистов Северной Осетии на Урал, конечно же, оставалась Верхняя Пышма. По прогнозам она через два-три года сольется с Екатеринбургом. Но пока городок с населением в 60 тысяч для УГМК тоже является столицей, да и всегда будет ею.
Здесь расположен главный офис компании и головное предприятие «Уралэлектромедь», здесь все дышит рабочим трудом и историей развития промышленности на Урале. А, самое важное, получают новый импульс условия жизни населения, что вместе с технологическими преобразованиями открывает неплохие перспективы.
В заводских цехах
Чтобы проникнуться этими настроениями, перед тем, как оказаться в заводских цехах «Уралэлектромеди», нам показали музей, в котором бережно и заботливо собрано практически все, что относится к уральской меди. Знатным рабочим, ветеранам войны и труда, руководителям старейшего и крупнейшего в России предприятия (сегодня по производству меди – 2 место в стране) отведены отдельные музейные стенды. Так же, как и редким предметам, многие из которых – более чем с вековой историей и ярко отражают эволюцию отечественной металлургической промышленности.
Музейная работа поставлена на современную мультимедийную основу и носит системный характер. Она не останавливается, фонды постоянно пополняются, экспозиция развивается. Как следствие, первоначальных площадей уже не хватает. Но это – проблемы из числа тех, которые принято называть непростыми, но радующими. Главное, музей – не застывшая декоративная икона, не игрушка, которую вынимают из рукава для гостей, а важный элемент, действующий в едином организме с производством. Достаточно сказать, что каждого, кто приходит в УГМК – от рабочего до руководителя любого ранга – прежде всего, ведут не на рабочее место, а в музей. Потому что гордость за коллектив с такой богатой историей, с таким размахом больших дел и рождает чувство локтя, ответственность и желание достойно проявить себя.
Первый заводской цех для нас тоже оказался почти музеем. Как же иначе воспринять место, где отливают слитки золота! По золотым приискам в молодости поездить мне доводилось, как и держать в руках довольно крупные самородки, а также весь дневной «рацион» намытого драгой золота в средней золотодобывающей колымской артели. А вот 13-килограммовый слиток вся журналистская братия из Владикавказа пробовала на вес впервые.
«Уралэлектромедь» – комбинат полного цикла. У него много общего с нашим «Электроцинком». Конечно, не по ассортименту продукции, а по историческому, общественному и социальному значению. Как новая и новейшая история Осетии неотделима от «Электроцинка», так и Верхняя Пышма накрепко связана с «Уралэлектромедью».
И не только в региональном, а как ни пафосно это прозвучит, но и в общенациональном масштабе. В первую мировую и в Великую Отечественную войны русское, советское оружие ограждало нас от врага и вело к победе, благодаря меди Урала и свинцу Владикавказа – факт, который из истории не выбросить…
От цеха к цеху переезжали на автобусе – слишком велика была заводская территория для спрессованного программой времени. Заместитель главного инженера предприятия, заслуженный металлург Российской Федерации Зуфар Хазиев уже в салоне начинал свой рассказ о том, что нам предстояло увидеть. Там, во многих цехах, из-за работающих механизмов и непрерывного производственного процесса он мог давать только индивидуальные пояснения.
«Объемы у нас колоссальные, каждый день завозим сырье и вывозим продукцию железнодорожными эшелонами, – дал вводную Хазиев и образно пояснил: – Если произойдет сбой на любом участке, нас просто засыплет медью».
Пройдя по основным цехам, мы убедились, что объемы здесь и впрямь впечатляющие. Куда ни кинь взгляд, всюду промежуточная или готовая продукция.
«А вот в этой части цеха работают всего два человека», – между тем продолжал давать пояснения Зуфар Зульфатович, обращая наше внимание на современный подход к развитию крупного промышленного предприятия.
Но основной упор он сделал не на производственный расклад, который знает, как никто другой и может показать в каждом цеху каждую деталь с закрытыми глазами. Зная, откуда его гости и что волнует жителей Владикавказа, опытный инженер заметил: «Если вы думаете, что у нас не было проблем, то вы заблуждаетесь. Но их надо решать последовательно и планомерно. Десять лет назад наше предприятие тоже нуждалось в модернизации, и мы ее осуществили. По-другому и не могло быть. Ведь все мы, наши семьи и наши дети, живем и будем жить здесь, в Верхней Пышме. Так же все наладится, уверен, и во Владикавказе».
Хазиев поделился прогнозной оценкой мирового рынка. «Оцинковка изделий – это большая перспектива. Она дает гарантию изделию на 50 лет. В Европе на каждые 100 км стоит один небольшой завод по оцинковке. Там умеют считать и понимают, как дорого стоит долговечность. А у нас в России – всего пять таких заводов».
Его слова подтвердил и начальник цеха горячего цинкования Станислав Манин. И тут же показал нам цинковый полуфабрикат, получаемый из Владикавказа. Цех был открыт пять лет назад, он оснащен новейшим импортным оборудованием. Манин сам участвовал в строительстве и теперь гордиться новым детищем УГМК. На сегодняшний день основную долю заказов цеха горячего цинкования составляют металлоконструкции опор ЛЭП, линий контактных сетей, конструкций используемых в дорожном строительстве. Спрос – очень большой. А, значит, можно смело смотреть вперед.
Потому что, ничего не производя, не создавая, а, только потребляя, невозможно нормально прожить.
Так можно существовать какой-то период, но быть в вечном достатке, оставаясь нахлебником, все равно не получится. Важно при этом в практической деятельности осуществлять ключевой принцип: производство, социальные гарантии и эффективные экологические мероприятия должны идти рука об руку.
Григорий РУДОЙ: «Мы готовы совместно создать экологическую карту Владикавказа»
Об этом и состоялся разговор журналистов с директором по горному производству УГМК Григорием РУДЫМ, курирующем экологическое направление. Мы уже рассказывали о главных моментах этой встречи (читать – здесь). Теперь самое время дополнить эту информацию и поразмышлять.
Но прежде – несколько слов о Григории Николаевиче Рудом. Один из высших топ-менеджеров УГМК, сочетающий, по отзывам коллег, добродушный нрав в общении и повышенную требовательность в работе, довольно хорошо известен в Осетии. Он не раз бывал во Владикавказе, детально знает ситуацию на «Электроцинке» и, что важно для прессы, старается быть открытым для журналистов.
Вот и в этот раз Григорий Николаевич не только скрупулезно ответил на все вопросы, признав обоснованность требований жителей Владикавказа, но и не стал скрывать, что поводы для беспокойства имеются и у УГМК. Он дал понять, что есть немало заинтересованных в том, чтобы в связи с проблемной экологической обстановкой в столице Северной Осетии сфокусировать общественное внимание исключительно на «Электроцинке». Хотя флагман металлургии республики работает, имея лицензию, а огромное количество производств действуют и воздействуют на город просто безконтрольно, вообще не имея лицензии.
«Весь ажиотаж, который идет вокруг «Электроцинка», кому-то выгоден. Кому – не знаю», – сказал Рудой.
Он привел пример серьезного воздействия на окружающую среду. Рядом с «Электроцинком» сернистый ангидрид выбрасывает асфальтовый завод. Но никто про это никогда не говорит, никто не протестует. В целом же во Владикавказе работают 17 тысяч больших и малых так называемых «уязвимых» предприятий. На них тоже распространяется своеобразный заговор молчания.
Григорий Рудой высказал позицию компании, что Владикавказу крайне необходима полная экологическая карта. И тогда сразу станет ясно, кто есть кто. Он сообщил, что соответствующие предложения в правительство Северной Осетии и руководство Владикавказа направлены. Более того, УГМК выразила готовность, большую часть расходов по составлению независимыми экспертами экологической карты Владикавказа взять на себя. Но ответа на это предложение пока нет.
Надо заметить, что всех присутствовавших на встрече журналистов крайне заинтересовало, почему столь актуальный для населения вопрос не находит должной реакции, ясно понимая, что ответ на него надо искать не в Верхней Пышме, а в Северной Осетии. Некоторые из коллег даже попросили прислать им во Владикавказ копии этих документов.
Представитель руководства УГМК действительно поднял животрепещущую тему. Каждый житель Владикавказа может привести в подтверждение несметное количество ситуаций, заслуживающих обязательного реагирования. Может ли, например, кто-то в Северной Осетии внятно объяснить, на каком основании в центре крупного жилого массива Владикавказа работает известное производство под названием «консервный завод»? И где его необходимые очистные сооружения, где соблюдение каких-либо элементарных санитарных норм? Жители 34-го микрорайона на себе испытывают все прелести такой снисходительной слепоты.
Бывают дни, и нередко, когда консервный завод затмевает любой залповый выброс «Электроцинка», при том, что у последнего их за 10 лет было несколько, а у консервного в разгар работы «подарки» жителям происходят регулярно. Правда, не столько в виде выбросом, сколько в виде залповых сбросов – прямо в городскую канализацию.
Две картинки, чтобы понять всю силу столь упрощенной промышленной технологии. В летний период бывали случаи, когда в результате такого сброса отходов жуткая вонь поднималась по трубам прямо в квартиры многоэтажек. Как-то летом остановившийся на сигнал светофора на перекрестке проспекта Доватора и ул. Первомайской водитель маршрутки схватился за нос и, не выдержав, рванул на красный свет. Отъехав от люка и переведя дух, он воскликнул пассажирам, устремившимся к выходу: «Как вы здесь живете!?»
Собственник консервного завода покупает газеты в соседнем киоске. Киоскер умоляет его сделать что-нибудь (один из люков у самого киоска). А тот задорно отвечает: «Да вы что, только недавно у нас были проверяющие, и все нормально». Возможно, проверяющие были в противогазах, возможно, обоняние у них отшибло еще по каким-то причинам, но, как только наступают теплые дни, киоскер, женщина в годах, не знает, что делать и куда обращаться за правдой. «Хоть с работы уходи» – говорит в сердцах она.
И таких «предприятий» во Владикавказе немало. Мойки, химчистки, что-то перерабатывающие и что-то обрабатывающие цеха, неизвестно на каких основаниях работающие и что на самом деле отчисляющие в бюджет, сонм не пригодных к эксплуатации маршруток и легковых автомобилей (по некоторым экспертным оценкам всего в маленькой Осетии более 2,5 млн. автомобилей), неизвестно как получивших разрешение на эксплуатацию и загрязняющие город, как сто «Электроцинков»…
А нам рассказывают про благоприятный инвестиционный климат, генеральные планы, мероприятия по обеспечению порядка на дорогах и кипучую деятельность республиканского отделения «Единой России».
Столь большое отступление пришлось сделать только потому, что проблема благополучия городской среды и здоровья горожан с каждым годом усложняется и обостряется. И источник воздействия на столицу Северной Осетии – далеко не единственный. Как ни парадоксально, даже хорошо, что «Электроцинк» допустил непростительный сбой осенью 2009 года, тем самым вынеся жизненно важный вопрос из разряда приглушенных на авансцену общественного и государственного внимания. Хорошо бы, чтобы это внимание было требовательным, по-настоящему жестким, без родственных, дружеских и денежных компромиссов – во благо всем жителям Владикавказа и республики.
Посмотрим, конечно, как с этой ситуацией будет справляться «Электроцинк». Но шансов на то, что успешно, у него немало. По крайней мере, об этом говорит ситуация на «Уралэлектромеди» и во всей Верхней Пышме, которую можно охарактеризовать как партнерскую. Так же может получиться и во Владикавказе. Григорий Рудой в этом не сомневается.
«На заводе «Электроцинк» богатые рабочие и инженерные традиции, на предприятии и сейчас сложился дружный и высококвалифицированный коллектив, и мы хотим, чтобы эта преемственность продолжалась», – отметил он.
А далее сказал для жителей Владикавказа главное: «До конца 2011 года мы должны полностью завершить реконструкцию, после чего мы готовы в любое время делать любые замеры. Никаких выбросов сверх существующих норм не будет».
Помимо самого завода «Электроцинк», мы поинтересовались и другими планами УГМК, о которых хочет знать общественность Осетии. В частности, быть или не быть Алагирскому цементному заводу. «Алагирский завод проектируют итальянцы. Оборудование там будет испанское или итальянское. Все предполагается сделать на самом высоком уровне. Проект пройдет все экспертизы и пока не будет утвержден, не будет вбито ни одного гвоздя», – сказал Григорий Рудой.
Не видно пока перспектив, по заключениям экспертов, на Садонских рудниках. Тем не менее, попытки найти там какое-то рудное тело не прекращаются и, возможно, рудные залежи еще полностью не исчерпаны.
Он также сообщил, что у Уральской горно-металлургической компании «никаких экономических интересов в Южной Осетии нет».
Спорткомплекс, которым можно гордиться
Одно из главных направлений в жизни Верхней Пышмы – спорт. Зимой он сконцентрирован в многофункциональном Дворце спорта, жизнь в котором ни на минуту не затихает. Директор Дворца спорта Сергей Зверев очень гордится своим детищем и с еще большей гордостью приводит впечатляющие цифры: при населении городка в 60 тысяч человек за год через спортивный дворец проходят 570 тысяч, а каждый пятый житель занимается спортом. Причем, это люди всех возрастов – от маленьких детей до пенсионеров.
Это – не преувеличение. Здесь несколько великолепных и просторных тренажерных залов, многие мужчины и женщины в возрасте уделяют своему здоровью регулярное спортивное внимание. И все же Сергей Александрович больше всего радуется обилию во Дворце спорта детей и молодежи, веря в то, что именно такая увлеченность – лучший воспитатель мальчишек и девчонок, их самый правильный и самый верный жизненный ориентир.
Каждому из них, есть, что выбрать – от художественной гимнастики и настольного тенниса до различного рода единоборств, которые, в первую очередь – самбо, являются традиционными и успешными для Верхней Пышмы. А еще во дворце спорта есть два бассейна. В 25-метровом, где можно вволю поплавать, бывает около 800 человек в день. В 10-метровом инструкторы учат плаванию с двух лет по программе «Мать и дитя».
Вообще спорт и плавание, в частности, в Верхней Пышме подняты на общегородской массовый уровень. Достаточно сказать, что для школьников 2 и 3 классов плавание является обязательным предметом. Пример, который может и должен стать заразительным, пусть, в зависимости от возможностей, и с помощью других видов спорта. Дети должны расти не только продвинутыми компьютерно, но и физически развитыми.
Поставленный в строгие рамки (скоро должно было начаться следующее мероприятие – открытие выставки Тимура Андиева – читать здесь), он стремительно кружил с группой журналистов из Осетии по дворцу, увлеченно рассказывал о каждой из многочисленных секций, показывал и пояснял предназначение и возможности каждого содержащегося в идеальном состоянии тренировочного зала.
А когда мы вышли на главную арену, восклицаниям не было конца. Она полностью отвечает всем международным требованиям. Отличное освещение, на баскетбольной площадке уложен паркет из канадского клена, просторные трибуны на 2000 мест. На таком паркете не выигрывать невозможно! Что и делает знаменитая женская баскетбольная команда УГМК, лучшая в Европе. Одну половину своих матчей российского первенства она проводит в Верхней Пышме, а другую – в Екатеринбурге.
Когда необходимо, баскетбольная площадка превращается в волейбольную, в боксерский ринг и во многое чего еще. Для этого все предусмотрено. Но был при всем при этом один момент, на который тоже нельзя было не обратить внимания. Вверху, над игровой площадкой, развивались флаги с такой родной и близкой сердцу расцветкой, что мы все обомлели. Это были цвета национального флага Осетии. Сергей Александрович Зверев, обрадовавшись символичному совпадению, честно признался, что не знал этого, а расцветку подбирали исключительно по красоте цветовой гаммы. Тем приятнее такой выбор!
Удалось накоротке поговорить с юными тхэквондистами и их тренером, который сообщил, что в чемпионате России, который проходил осенью прошлого года во Владикавказе, представители Верхней Пышмы, а среди них есть и мастера спорта, участия не принимали. Но все наслышаны, что главный российский турнир прошел в столице Северной Осетии на высоком организационном уровне.
Кстати, на почве тхэквондо вполне могли бы начать развиваться спортивные контакты между Владикавказом и Верхней Пышмой
А вот вольная и греко-римская борьба, как признался Сергей Зверев, пока в столице УГМК только в проекте. Но пообещал, что в скором времени такие секции для детей постараются открыть. И вот тогда, вместе помечтали мы, сотрудничество очень спортивного Владикавказа и очень спортивной Верхней Пышмы может приобрести качественно новый уровень. А почему бы и нет!