Кокойты и Бровцев вынуждены будут сосуществовать
Александр ИСАКОВ,
эксперт фонда «Кавказ в современной политике»
Состоявшаяся в последние часы последнего дня мая встреча Председателя Правительства России Владимира Путина с президентом Южной Осетии Эдуардом Кокойты и премьером республики Вадимом Бровцевым стала больше, чем рабочей. Ее темой было обозначено рассмотрение вопросов, связанных с восстановлением молодого осетинского государства. Но это никого из экспертного сообщества, следящего за развитием ситуации в Южной Осетии, не ввело в заблуждение. Главной проблемой для России по-прежнему остается Кокойты, его перманентные интриги и стремление устранить любые препятствия, которые возникают на пути бесконтрольного распоряжения властью и финансовыми рычагами.
Именно поэтому Бровцев и его команда рассматриваются самим Кокойты и его окружением как злейшие враги, с которыми не может быть никаких компромиссов. Ведущаяся несколько месяцев в подконтрольных клану Кокойты СМИ истеричная травля «пришлых», демонстративные аресты мелких должностных лиц, нагнетаемая атмосфера страха – все это должно было четко и ясно показать им на «челябинскую дверь» и обеспечить кадровую зачистку республики. В ход пошли даже подлые приемчики. Обществу подбрасывалась мысль, что на ответственных должностях должны находиться только граждане Южной Осетии, что заседания правительства и парламента необходимо проводить на осетинском языке и будто бы на что-то толковое способны только местные кадры.
Все эти многократно повторенные, в том числе высокими должностными лицами, сентенции говорят совершенно о другом: нынешняя власть в Южной Осетии серьезно больна, интеллектуально беспомощна и еще вопрос, поддается ли она терапевтическому лечению.
Когда в августе 2008-го народ Южной Осетии от массового истребления спасали россияне, то у солдат и офицеров не спрашивали югоосетинские паспорта. Как не требовали от них изъясняться по-осетински. Такая постановка вопроса сейчас говорит только об ущербности мышления многих представителей депутатского корпуса и структур исполнительной власти.
В послевоенное время, среди насущных жизненных вопросов важнейшими являются совершенно другие проблемы. Спросите сотни бездомных жителей Цхинвала, Квайсы и осетинских сел, тысячи беженцев, остающихся в Северной Осетии, что для них главное – заседание чиновников на осетинском языке с югоосетинскими паспортами в кармане или один построенный дом? Ответ будет очевидным. По большому счету, обездоленным все равно, хоть по-китайски пусть изъясняются те, кто обязан радеть о народе, лишь бы дело двигалось. А вот с делами пока обстоит из рук вон плохо.
Цифры (очень скромные), зачитанные В.Путиным, тоже не должны вводить в заблуждение. Феномен всех московских проверяющих и инспектирующих в Южной Осетии состоит в том, что они смотрят на ситуацию в Южной Осетии в лучшем случае поверхностно, не вскрывая глубинные пласты. При системе одно-двухдневных наездов и избегании встреч с простыми людьми иначе и быть не может. Вот и появляются бодренькая цифирь, замысловатые отчеты (в том числе и Счетной палаты), которые не отражают в полной мере реальную ситуацию.
Между тем главное состоит в следующем: число людей, оставшихся без крова после войны августа 2008-го и повторного землетрясения сентября 2009-го, на настоящий момент практически не изменилось (или изменилось крайне незначительно – кому какая стилистика нравится).
При этом следует подчеркнуть тот факт, что Кокойты и его соратники рулили всеми послевоенными процессами, включая полный контроль над финансовыми делами, по времени больше, чем правительство Бровцева. И именно полный провал в организации восстановительных работ привел к жизни нынешнюю схему правительственного управления.
Окружение Кокойты сейчас старается преподнести сам факт встречи Путина и югоосетинского президента как мандат доверия изжившему себя и потерявшему доверие народа политику. Но это не более, чем наивная попытка притянуть желаемое за уши. Нет большего позора для начальника, чем приглашение на встречу вместе с лицом, стоящим ниже по должности. Спросите у любого, кто знаком с протоколом. Или просмотрите перечень встреч за последние месяцы и годы – аналога вы не найдете. И это – ясный сигнал любителю решать свои делишки, не разбираясь в средствах.
Буквально месяц назад в материале «Кокойты против Бровцева: кто кого?» я прогнозировал развитие этой ситуации по «нулевому» сценарию. То есть то, что остро конфликтующие стороны вынуждены будут отойти на исходные позиции. Говорил и о том, что министр регионального развития РФ, с которым тогда поочередно встречались Бровцев и Кокойты (именно в таком порядке) – не та фигура, которая может утихомирить страсти. Так и получилось. Разруливать пришлось, как и всегда в трудных случаях, самому Путину, который, похоже, дал непримиримым оппонентам последний шанс проявить себя «в бою» на трудовом фронте.