Осетия Квайса



«При таких «своих» и врагов не надо!» Открытое письмо Валерию Владимировичу Каболову

Уважаемый редактор!

На Вашем сайте, который я регулярно просматриваю, перепечатана (26.05.2014) из сайта iriston.ru статья главы Московской осетинской общины В.Каболова «Мы своих в обиду не даем», в которой он осуждает меня за высказанную оценку работ скульптора В.Соскиева (статья моя называлась «Бойтесь данайцев, «дары» приносящих!» – «Пульс Осетии», май 2014). Я написал В.В.Каболову письмо (29.05.2014) с разъяснением своей позиции – деятельность этого скульптора оскорбляет изображаемых им великих людей, позорит нашу нацию и наносит ущерб имиджу Осетии.

Поскольку ответа я не получил, а поднятый мной вопрос считаю исключительно важным, вынужден был дважды (05.06.2014 и 12.06.2014) обратиться на сайт iriston.ru с просьбой опубликовать данное Открытое письмо. Эту мою просьбу там тоже проигнорировали. Наконец, 15.06.2014 пришел ответ от самого В.Каболова. Суть его проста – он считает вопрос закрытым: у него, мол, свое мнение о творчестве В.Соскиева, у меня – свое. Вот всё!

Прошу Вас напечатать это письмо.

*   *   *

Уважаемый Валерий Владимирович!

Для меня Вы действительно уважаемый человек. Вы уже сделали и продолжаете делать очень много крайне нужного для земляков и для всей Осетии, как Северной, так и Южной. Вы живо откликаетесь на все актуальные события российской и осетинской жизни. Я читал многие Ваши выступления – Вы прекрасно мыслите и четко изъясняетесь. Поверьте, Ваш нынешний выпад против меня («Мы своих в обиду не даем»), а не против мной сказанного – не изменит моей положительной оценки Вашей деятельности на посту главы Московской осетинской общины.

≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈

Читать по теме:

«Иристон.ру», 26.05.2014 // Валерий КАБОЛОВ «Мы своих в обиду не даем»

«Иристон.ру», 26.05.2014 //  Тамара БЕДОЕВА О публикациях в Северной Осетии материалов о творчестве и личности Владимира Соскиева

«Пульс Осетии», 13.05.2014 // Олег БУТАЕВ Бойтесь данайцев, «дары» приносящих! О дарах Осетии от Владимира Соскиева

«Северная Осетия», 04.04.2014 // Генрий КУСОВ Историзм и памятники, или как переехать Крестовый перевал

«Осетия-Квайса» 21.03.2014 // Во Владикавказе появился самый необычный памятник Пушкину

«Северная Осетия», 16.05.2013 // Генрий КУСОВ Бронзовое значение гения

≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈ ≈

Я, наверное, как и Вы, всю жизнь явлюсь патриотом Осетии. Всюду разыскивал (и продолжаю это делать) земляков и устанавливаю с ними контакты. Я общался с великим скульптором Сосланбеком Тавасиевым (бывал у него в мастерской), с истинным гением Валерием Гергиевым, с дирижером Вероникой Дударовой, в нашем доме бывали – драматург Ашах Токаев, знаменитый конник Исса Караев, художник Заурбек Абоев, певец Феликс Царикати, доктор архитектуры Алексей Гутнов, певец Тимур Миронов (из группы «Доктор Ватсон», у него мать осетинка), архитектор-художник Марат Баскаев, киноартист Константин Бутаев, циркач Юрий Бутаев (создатель номера «Летающие аланы») и многие другие, известные и малоизвестные осетины.

Я был одним из создателей Осетинского культурного центра «Фарн» в Москве (кстати, помещение, в котором располагается Ваша община, когда-то мы с трудом отбили у братьев Макеевых, пытавшихся заниматься там бизнесом). Как вице-президент «Фарна» я приезжал в Осетию (в августе 1994 года) на празднование 220-летия присоединения к России и 210-летия города Владикавказ (приятно сказать, что моим соседом по гостиничному номеру был «джигит от Бога» Ирбек Кантемиров). Часто заседания нашего «Фарна» проходили в офисе моей фирмы (на Садово-Черногрязской ул.).

Разгул бандитизма в 90-е годы заставил меня бросить вполне успешную фирму, оставить квартиру и вместе с семьей бежать из Москвы (подробности я уже рассказывал в нескольких интервью).

Оказавшись в Германии, тоже не теряю связь с Родиной. Живо реагирую на все события в Северной и Южной Осетии, особенно, на драматические: осетино-ингушский конфликт, теракт в Беслане, нападение Грузии на Южную Осетию, выборы президента Южной Осетии и др. Мои полемические заметки, сатирические выпады против наших врагов, а также рассказы о Германии и мой юмор увидели свет в центральных российских и  осетинских СМИ: в газетах «Столичная» и «Северная Осетия», в журнале «Дарьял», на сайтах «Иристон.ру» и «Осетия-Квайса».

В своих публикациях, на встречах с читателями, да и просто при любом общении с разными людьми, в том числе, немцами,  рассказываю об Осетии и ее людях. И, слава богу, мне есть что сказать! У нас еще жива великая человеческая культура – уважение к старшим, любовь к детям, гостеприимство, трудолюбие, честность, верность в дружбе и др. По-прежнему еще в цене честь, смелость, героизм. Из поколения в поколение передается высочайшее искусство застолья.

Рассказываю и о наших великих предках – аланах. И многие это уже знают. В подтверждение могу привести фрагмент из посвященного мне стихотворения (поэт Г.Галич):

ОЛЕГУ БУТАЕВУ

К успехам шел сквозь тернии один

И многим доказал, что есть Порода:

Писатель, архитектор, славный сын

Аланско-осетинского народа…

Все члены моей семьи имеют российское гражданство. Все, как и я, тоже прочно связаны с Россией и Осетией. Сын Артур – профессиональный композитор. Его песни в репертуаре российских исполнителей: Марины Хлебниковой, Алисы Мон, групп «Рефлекс», «Балаган лимитед» и других. Он автор музыки к 4-х серийному российскому фильму «Игра без правил» (режиссер Константин Бутаев).

Дочь Милана – оперная певица, лауреат международного конкурса вокалистов. Под руководством Валерия Абисаловича Гергиева она пела ведущие партии (в операх: «Валькирия» и «Зигфрид» Рихарда Вагнера, «Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини, «Ариадна на Наксосе» Рихарда Штрауса) – на сцене Мариинского театра, а также в Германии и Японии.

Это всё я рассказал только для того, чтобы Вы поняли: я осетин, живу Осетией и стараюсь быть ей полезным. Всегда решительно пресекаю любые попытки опорочить нашу нацию, от кого бы они ни исходили.

Осенью прошлого года по приглашению Таймураза Дзамбековича Мамсурова  я приезжал во Владикавказ. Приезжал как писатель-юморист. Мое пребывание на родине проходило под патронатом депутата Госдумы РФ Махарбека Хазбиевича Хадарцева. Мне была предоставлена исключительная возможность не только встретиться с читателями, но и осмотреть Владикавказ, его новые здания, монументальные сооружения и благоустройство набережных Терека. Я посетил Фиагдонское и Алагирское ущелья, побывал на родине нашего великого Коста и в других местах.

По своей первой профессии я архитектор. Многие годы занимался научной и практической работой в области зодчества, за плечами кандидатская и докторская диссертации, имею медали и дипломы за проекты и постройки, а в последние 7 лет до отъезда в Германию возглавлял архитектурно-строительную фирму «Фаис». Поэтому во время данной поездки я не только любовался прелестями родного края, но и вольно-невольно оценивал увиденное глазами архитектора. Скажу прямо – не всё мне понравилось.

Вы в своем выпаде против меня посоветовали перевести внимание с В.Соскиева на архитектурный облик Владикавказа: «здесь простор для критики куда больше», пишите Вы. И Вы правы, проблем здесь действительно много. Именно поэтому, сразу же по возвращению к себе, я подготовил развернутую записку (с иллюстрациями) «Глазами архитектора», которую (еще 02.09.2013) направил Т.Д.Мамсурову, а позже главе города С.Ш.Дзантиеву, его заму Р.З.Фидаровой, главному архитектору Владикавказа Аслану Караеву и главному дизайнеру Зауру Бедоеву. Там я высказал свое мнение не только о памятнике Коста во Владикавказе (про другие работы В.Соскиева я тогда не знал, а памятника Пушкину еще не было), но и обратил внимание руководства республики и Владикавказа на несколько актуальных вопросов, требующих их вмешательства.

Читая Вашу хулу, меня не покидало сомнение: удалось ли Вам (в силу понятной занятости) прочитать мою статью? Ведь в ней идет детальный разбор каждого «шедевра» скульптора и ничего другого. Поэтому у меня убедительная просьба – прочитайте ее, пожалуйста. Уверен, тогда Вы поймете, что  мое обращение в газету – это крик души, попытка остановить зарвавшегося ваятеля,  деятельность которого вызывает лишь негативную реакцию у жителей тех городов, в которые он успел водрузить свои «дары». Не знаю, как Вас, но меня, например, просто вывела из себя такая информация: у памятника нашего великого Коста в Санкт-Петербурге (выполненного в виде пятиметрового засохшего дерева и размещенного в неподобающем месте) собаки справляют нужду. Я спрашиваю Вас: что при этом может чувствовать человек, для которого понятия Осетия и осетины столь же святые, как мать и отец? А ведь почти такая же ситуация и с памятником Коста во Владикавказе – Ваш высокоталантливый друг «Володя» (как Вы его называете), будто нарочно, создал все условия для панибратского, издевательского отношения к нашему гению. Про памятник Пушкину во Владикавказе спокойно говорить тоже невозможно. Народ не зря назвал его «Монумент волам».

Взявшись защищать скульптора  Соскиева, Вы тем не менее не нашли даже пары добрых слов в отношении его работ. И это не случайно – нельзя про «черное» сказать: «белое»! Вместо этого Вы сосредоточились на моей персоне, пытаясь показать, какой я нехороший, что взялся судить о творениях распрекрасного ваятеля. Достоин удивления и Ваш последний пассаж, в котором содержится прямая угроза и мне, и другим: «имейте в виду, что мы своих в обиду не дадим никому (выделено мной – О.Б.)».

Стало быть, «свои» – это такие, как Ваш «Володя»! А именно: человек, считающий себя гением, а нас – толпой, не способной понять его «шедевры»; человек, изобразивший величайших людей (Пушкин, Коста Хетагуров, академик Пилюгин и др.) в карикатурном, оскорбительном виде.

Сегодня уже многим стало понятно, что этот Ваш «свой» позорит нашу великую нацию, наносит ущерб имиджу республики.

Вот уж воистину: «При таких «своих» и врагов не нужно

Надеюсь на понимание.

С искренним уважением к Вам и Вашей деятельности

Олег БУТАЕВ, осетин

Ганновер, 5 июня 2014