Осетия Квайса



Бронзовое значение гения

Памятнику Коста Хетагурову, установленному несколько лет назад на проспекте Мира, автором которого стал наш московский земляк, известный российский скульптор Владимир Соскиев, «СО» посвятила уже не одну публикацию. Потому что вызвала эта талантливая и очень яркая сама по себе работа в свое время в республике и горячие споры, и весьма неоднозначную реакцию – от восхищения до резкого, категорического неприятия.

Причем породила эти дискуссии не только непривычная, «неканонная» трактовка скульптором образа Коста. Но и сам выбор места для установки этой скульптуры, который многие сочли откровенно неудачным…

Прошло время, приугас накал страстей, но тема эта по-прежнему продолжает волновать наших читателей. Свидетельством чему стала и статья заслуженного художника РФ Михаила Дзбоева «Непринятый» Коста», опубликованная в «СО» 22 марта нынешнего года. Сегодня мы печатаем два отклика на нее. Во многом полярных друг другу – но ведь именно в споре она и рождается, истина…

Мода на парковую скульптуру пришла в Россию из Западной Европы. И ее как жанр россияне приняли. Возможность, в самом прямом смысле этого слова, прикоснуться к известной личности, запечатленной в бронзе, сфотографироваться рядом на память, и, вообще, такой «выход» классика в народ считаются чуть ли не одной из самых популярных форм демократизации общества. Примеров тому немало: бронзовый Юрий Никулин у здания Московского цирка на Цветном бульваре, памятник Евгению Евстигнееву в Нижнем Новгороде, Элина Быстрицкая и Петр Глебов – исполнители ролей шолоховских Аксиньи и Григория Мелехова – на набережной в Ростове-на-Дону… «Продает» входные билеты в пятигорский Провал бронзовый Остап Бендер… Поэтому старания администрации Владикавказа украсить наш город парковой скульптурой тоже можно только приветствовать. Если бы не одно, очень важное НО…

С уважением относясь к значимости и популярности больших актеров, известных литературных персонажей, к колоритным представителям местного быта, застывшим в бронзе на городских улицах, – к тем героям жанра парковой скульптуры, которым можно положить букетик цветов на колени и дружески сфотографироваться рядом с ними, – в то же время необходимо очень бережно искать здесь грань допустимого в отношении народных трибунов, полководцев, государственных деятелей, особо чтимых нацией гениев. Их «опускать» к гуляющей публике категорически нельзя. И допускать такое панибратство по отношению к ним – тоже. По каким хотите соображениям: идеологическим, патриотическим, эстетическим.

Это относится и к скульптуре Коста Хетагурова работы Владимира Соскиева, установленной несколько лет назад на проспекте Мира. Прежде всего, вызывает недоумение в контексте выбора места для ее установки сама историчность этой работы, которая известна как «Больной Коста». Потому что выбрано это место явно неудачно. Ибо именно здесь, на тенистом владикавказском бульваре, молодой художник, только что приехавший из Петербурга, поджидал свою первую любовь – красавицу Анну Попову, направлявшуюся домой из гимназии. Но на лавочке бульвара тогда сидел не больной постаревший поэт, а жизнерадостный восторженный юноша. Вскоре создавший один из своих поэтических шедевров – посвящение-акростих к поэме «Фатима» в честь Анны, и написавший ее портрет, который искусствоведы позднее поставили по мастерству исполнения на один уровень с работами Перова, Крамского, Репина!

Поэтому бронзовую скульптуру Коста (как предлагает народный художник РСО–А Михаил Дзбоев) было бы целесообразно перенести во дворик мемориального дома-музея поэта на улице Бутырина. Сюда как нельзя лучше впишется ее камерность, да и историческая истина будет соблюдена: здесь уже больной и постаревший поэт и художник снимал свою последнюю владикавказскую квартиру.

Именно из-за неудачного выбора места и порожденного этим отсутствия пассионарности образа талантливая работа Владимира Соскиева не стала той достопримечательностью Владикавказа, которую можно с гордостью, загораясь чувством патриотизма, демонстрировать гостям нашего города. Ведь среди множества известных и уважаемых людей, которыми Осетия гордится и восхищается, есть имена, стоящие особняком. К ним не применимы трескучие слова «великий», «звезда», «выдающийся». Они – просто Коста Хетагуров, просто Исса Плиев, просто Юрий Кучиев… Этим «просто» уже сказано все. И их неэтично усаживать в бронзе на бульварах, куда приходит шумная праздная публика с банками пива и пакетами чипсов. Нельзя приземлять их до уровня обывателей и разрушать тайну их необычности.

А что может этому противостоять? Прежде всего, создание художественного совета при АМС города, состоящего из известных художников, скульпторов, писателей, искусствоведов, краеведов. Именно появление таких советов сохранило исторические города России – Суздаль, Псков, Новгород, а вместе с тем и подняло планку устойчивого интереса к ним как к памятникам мировой и отечественной культуры.

Естественно, никто пока не отменял «право подписи» и принципы единоначалия, когда очень хочется верить только своему правильному решению. Но вот мэр Москвы Сергей Собянин, помимо создания в Белокаменной таких экспертных советов, ввел, например, практику общественных слушаний по вопросам, касающимся проектов изменения облика московских улиц и площадей. Кредо Собянина: прежде чем что-то в Москве строить, ставить где-то кому-то памятник (то есть изменять устоявшийся городской ландшафт), необходимо, во-первых, разработать концепцию. Во-вторых, посоветоваться с жителями. В-третьих, изучить аналогичный мировой опыт…

Все это зримо повышает «градус» сопричастности самих горожан к развитию своего города и устраняет порочную советскую практику кулуарно принимать важные решения в высоких кабинетах.

Конечно, можно, как в известной восточной пословице про идущий караван, вообще не обращать внимания на предложения автора этих строк. Но тогда мы снова и снова будем сталкиваться с «повторением пройденного». Тут и пробитие дверей на фасаде мемориального дома Е. Б. Вахтангова (а потом вдруг обнаружилось, что «никакой этот дом не мемориальный»), тут и разрушение квартиры-музея С. М. Кирова, и появление на набережной Терека многоквартирного дома, загородившего Суннитскую мечеть от панорамы гор…

Хочется вспомнить, как, благодаря упорству горожан, в противовес позиции горисполкома, с карты нашего города не исчезла в свое время Китайская площадь с памятником китайским добровольцам, посмотреть на которые совсем недавно приезжала во Владикавказ представительная делегация из КНР.

А вот если приедет к нам делегация из Ирана и пожелает увидеть здание бывшего персидского консульства? Что мы ей покажем? И кто виноват, что на этом месте, вместо того, чтобы восстановить его сгоревшее здание, построили красивый особняк?

А про то, как и почему на месте великолепного архитектурного комплекса штаба дивизии на улице Кирова появился в советские годы стеклянный невыразительный комплекс зданий сельхозинститута, уже никто и не помнит – «дела давно минувших дней…».

Генрий КУСОВ, краевед, доктор исторических наук

Не мешайте поэту…

Волей и талантом скульптора Владимира Соскиева «присел отдохнуть»
на бульваре пр. Мира во Владикавказе… Коста Хетагуров.

Не мешайте ему. Ни движеньем. Ни звуком. Ни словом.

И пусть только трамваи звенят с обеих сторон.

Вы к ТАКОМУ Коста, может, не были вовсе готовы,

А он вот появился… Усталый, задумчивый ОН.

Уже вдоволь насытившись ядом телесных страданий,

Уже вдоволь отведав предательства и нищеты,

Он успел подустать и от мощных своих изваяний

Посреди непонятной ему городской суеты,

И от славы своей, этой, в общем, капризной дамы,

От которой и в юности, как от огня, бежал…

Здесь, под сенью листвы, он побудет собой. Упрямо,

Вопреки пожеланьям взвести его на пьедестал.

Не мешайте ему. А тихонько присядьте рядом.

Троньте руку, писавшую «Ныстуан» и «Додой».

Помогите ему восхищенным, понятливым взглядом,

Но ничем уж другим не тревожьте мечту и покой.

Может, это и вовсе случайная передышка.

И работает мысль… И рождается снова строка…

И не зря на любимый бульвар так негромко он вышел,

Чтоб на этой скамье отдыхать остальные века.

Ирина ГУРЖИБЕКОВА, народный поэт РСО-Алания

 «Северная Осетия», 16.05.2013