Скульптура с драматической судьбой
Игорь ДЗАНТИЕВ
Скульптор Александр Дзантиев, 110-летие со дня рождения которого общественность Осетии отметила немногим более месяца назад (материал «Его называли подлинно народным осетинским скульптором» – здесь), по праву считается одним из классиков национального изобразительного искусства. В его творческом наследии выделяется серия работ, посвященных великому осетинскому поэту-демократу, основоположнику осетинской литературы Коста Хетагурову (монументы установлены в Беслане, в сел. Коста, во Владикавказе – в парке культуры и в 34-м микрорайоне). Мало кто знает, что пятьдесят с лишним лет назад скульптор задумал сделать еще один памятник К.Хетагурову, но до конца воплотить свой замысел ему так и не удалось…
Для Александра Дзантиева эта задумка была очень важным делом в его большой и плодотворной творческой жизни. Он специально для своей скульптурной композиции сконструировал рабочий станок, который по чертежам художника изготовили на одном из заводов Владикавказа. Этот станок представлял собой громадную платформу, на которой и обретал свои черты из глины будущий памятник. Дзантиев его расположил во дворе своего дома на Осетинской слободке. Необычная техническая конструкция понадобилась из-за больших размеров и массивности памятника – это была скульптура высотой около двух метров. Станок позволял ее вращать, что помогало художнику и экономить силы, и лучше видеть в процессе работы достоинства и недостатки своего детища.
Ваятель трудился над образом Коста два с половиной года. Это был большой труд, который по достоинству оценили маститые коллеги. Автор памятника Коста Хетагурову, открытого в 1955 году в столице Северной Осетии в торжественной обстановке, Сосланбек Тавасиев, а он как раз был в это время во Владикавказе, пришел в полный восторг от увиденного. «Александр, я тебя поздравляю. Отличная работа», – несколько раз повторил он, придя в дом своего друга вместе с одним из известных московских скульпторов. Столичный гость тоже выразил свое полное одобрение. Александр Дзантиев был горд столь высокой оценкой.
Оставлять такой большой памятник в глине было нельзя. Его надо было отлить хотя бы в гипсе. Помочь в этом Дзантиеву вызвались будущий скульптор Даурбек Цораев, считавшийся в те времена одним из лучших формовщиков, и еще один талантливый скульптор – ныне широко известный народный художник России Чермен Дзанагов. Фигуру Коста залили гипсом и оставили на три дня. И тут на ровном месте случилась самая настоящая трагедия. Когда настала пора высвободить форму, то вся композиция – и ее гипсовая часть, и то, что было сделано из глины –рухнула осколками вниз.
Что чувствовал в этот момент автор, передать невозможно. Для него это была огромная трагедия. Только через несколько лет скульптор смог частично зализать полученные душевные раны и вскоре, уже в начале семидесятых, даже попробовал вернуться к первоначальному замыслу. Сделать это было непросто хотя бы потому, что полвека назад не то что современных технических средств в виде цифровой фототехники, а и элементарных возможностей зачастую не было. Пришлось Александру Дзантиеву по памяти восстанавливать воплощенный однажды образ поэта. Правда, теперь он изваял фигуру не в человеческий рост, а в миниатюре из пластилина.
Но и у нее оказалась трудная судьба. В 1974 году, когда в новеньком выставочном зале Союза художников Северной Осетии шла подготовка к зональной выставке Юга России, Александр Дзантиев решил предложить в экспозицию три небольшие по размерам работы, одной из которых оказалась многострадальная скульптура Коста. Он попросил сына Юрия отнести свои творения на рассмотрение выставочного комитета. Председателем выставкома был известный скульптор, секретарь Союза художников России Михаил Смирнов. В комиссию входили и авторитетные мастера изобразительного искусства Северной Осетии. Все они вынесли единогласный вердикт: включить работы Александра Дзантиева в формируемую экспозицию.
Однако буквально на следующий день состоялось совсем иное решение: выставком отклонил скульптуру Коста. Как мне рассказывал много лет назад заслуженный художник России Юрий Дзантиев, на совершивший кульбит выставком повлиял Солтан Ужегов, тогдашний заместитель председателя Совета Министров Северо-Осетинской АССР. Когда Юрий спросил того о причинах столь странного решения, то высокий чиновник тихо, почти шепотом, но со значением произнес: «Мне кажется, что он на Коста не похож». По настоянию Юрия Дзантиева состоялось еще одно, уже третье по счету голосование выставкома – специально по одной-единственной работе. И показ скульптуры для публики повторно был отклонен.
Позже Михаил Смирнов скажет Юрию Дзантиеву: «Ну, что мы можем сделать? Это же ваш заместитель председателя правительства!»
Сын так и не смог сказать о произошедшем одному из старейших скульпторов Осетии. А через два года, в 1976 году, Александра Дзантиева не стало. Он ушел из жизни, будучи уверенным, что его заветную работу увидели зрители и не догадывался, как все обстояло в реальности.
А вот другая мечта Александра Дзантиева действительно сбылась. За год до его смерти еще один сын скульптора, Измаил, живший тогда в Ленинграде, забрал скульптуру Коста в пластилине в город на Неве, там отлил в бронзе и успел вернуть ее во Владикавказ отцу. Радости мастера не было предела.
Сегодня сохранились две статуэтки Коста Хетагурова, воспроизводящие неуцелевший памятник поэту. Одна из них, в гипсе, находится в Москве у дочери скульптора – Зары Арчеговой-Дзантиевой. Другая, бронзовая – во Владикавказе у сына, Анатолия Дзантиева. Ее мы и публикуем, впервые представляя для всеобщего обозрения.