Осетия Квайса



Его называли подлинно народным осетинским скульптором

Игорь ДЗАНТИЕВ

DSC_0016-3Сегодня – 110 лет со дня рождения известного осетинского скульптора, заслуженного деятеля искусств Северной Осетии, одного из первых председателей Союза художников республики Александра ДЗАНТИЕВА. Он вместе с отцом, братьями и сыновьями внес неоценимый вклад в развитие национального изобразительного искусства. И сам в этой блистательной плеяде талантов занимает достойное место. Скульптуры Александра Дзантиева до сих пор украшают парки и площади городов и сел Северной Осетии, а творческое наследие являет собой яркую страницу самобытного взгляда на окружающий мир.

*   *   *

Есть в Южной Осетии селение Сба. Оно расположено вдалеке от проторенных путей, глубоко в горах между Рокским перевалом и Джавой. Раньше сюда часто приезжали из других уголков Южной Осетии. И не потому, что здесь привлекательные взору места (таких на осетинском юге немало), а из-за леса – стройного, высокого, могучего, не поврежденного, благодаря микроклимату и горным ветрам, никакими жучками-короедами. Такой лес у людей труда ценился, как золото.

В Сба испокон веков жили Дзадтиатæ. Сегодня в этих местах, отмеченных первозданной красотой, никого не осталось. Последний житель уехал в расцвет советской эпохи – даже тогда, когда социальная справедливость была еще не пустым звуком, а живой реальностью, здесь было крайне тяжело. Короткое лето, долгая и суровая зима не оставляли горцам ничего, кроме изнурительного труда в борьбе за выживание. Не удивительно, что в поисках лучшей доли они при первой возможности переезжали в более благодатные края.

Переселение с гор на плоскость началось еще в царское время. Никто даже в самом фантастическом сне не мог предполагать, что такой шаг, который на рубеже XIX-XX веков предпринял глава одной из семей Умар Дзадтиатæ, окажет огромное воздействие сначала на осетинское изобразительное искусство, а потом и на литературу. Причем, это будет не разовый всплеск, а вулканическиие извержения целой россыпи незаурядно талантливых людей.

Умар был человеком недюжинной силы духа. Он содержал хозяйство, кормил большую семью и увлеченно заниматься резьбой по дереву – не от случая к случаю, а постоянно. Умар умел мастерить все – посуду и утварь для повседневных надобностей, изысканные изделия, которые радовали глаз. В его натруженных, мозолистых руках острый нож творил чудеса, и безмолвный кусок дерева превращался в кубок, чашу, тарелку, грабли… Его поделки многие годы верой и правдой служили жителям Сба и украшали их дома. И даже когда Умар переехал в Северную Осетию, то еще долго оставался в памяти односельчан как замечательный резчик по дереву.

DSC_0042Творческое наследие самого Умара к великому сожалению не дошло до нашего времени. Из всего, что было сделано руками мастера, сохранилась потемневшая от времени тарелка. Ей более ста лет, но она и сегодня покоряет простотой и естественностью формы. «Бесхитростная чистота, крепкие линии заставляют вспомнить предметы скифской культуры», – говорят о ней специалисты, которым довелось ее увидеть. В этой тарелке будто и в самом деле воплощена душа, которая незримыми нитями связывает нас с далекими предками.

Во Владикавказе Умар к любимому делу обращался реже. Надо было и в городе прокормить семью, и он работал на кирпичном заводе, пропадая там с утра и до позднего вечера. Тем не менее, его невероятных усилий хватало лишь на то, чтобы как-то продержаться от зарплаты до зарплаты. Тяжелый труд привел к тому, что Умар подорвал свое здоровье, и в 1908 году его не стало. Но он успел сделать великое дело: словно эстафету, передал свой дар сыновьям.

У Умара было пять сыновей и три дочери. Двое старших – Дмитрий (Дате) и Константин – в молодом возрасте вынуждены были обосноваться в Европе, где они осели после братоубийственной Гражданской войны. Именно это обстоятельство побудило семью на непростой, но, видимо, необходимый шаг. Не без оснований опасаясь преследований вездесущих органов ВЧК, Дзадтиат? сразу после Гражданской войны сменили фамилию на Дзантиевых.

Юрий ДЗАНТИЕВ. Портрет скульпторов Дзантиевых.

Юрий ДЗАНТИЕВ. Портрет скульпторов Дзантиевых.

Три других сына Умара – Давид, Инал и Александр стали выдающимися скульпторами.

Давид окончил Академию художеств в Ленинграде, считался одним из самых талантливых скульпторов в СССР, его работы выставлялись в Европе и в Америке, о нем восторженно писала западная пресса. Но неожиданная смерть во Владикавказе в возрасте 32 лет оборвала творческий полет одаренного художника.

Инал вошел в историю осетинского изобразительного искусства, как автор всем известных памятников Коста Хетагурову в Цхинвале (Южная Осетия), в Мизуре (Северная Осетия) и в Лаба (Карачаево-Черкесия).

Сыновья Александра Дзантиева продолжили творческие традиции старших. Юрий Дзантиев стал признанным мастером живописи, заслуженным художником России, народным художником Северной и Южной Осетии. Анатолий Дзантиев – доктор искусствоведения, член Союза художников и Союза писателей России, дважды министр культуры Северной Осетии.

*   *   *

Александр ДЗАНТИЕВ и Ольга АТАРОВА после свадьбы.

Александр ДЗАНТИЕВ и Ольга АТАРОВА после свадьбы.

По свидетельству самого Александра Дзантиева (1900-1976), скульптурой он начал заниматься с двадцатых годов. Но поначалу он оставался в тени своего знаменитого брата Давида. К тому же у него не было возможности получить академическое образование, и все творческие секреты он постигал самостоятельно.

Тем не менее, к 1930 году Александр добился первого общественного признания. Причем, сразу всесоюзного. Его отметили авторы капитальной монографии «История искусств народов СССР» за создание скульптурного портрета Пушкина. Дзантиев еще не раз будет обращаться к образам великих русских классиков. Газета «Пролетарий Осетии» за 12 ноября 1935 г., рассказывая об областной художественной выставке, выделила «смелые, выразительные скульптуры А.Дзантиева», в частности, «прекрасный барельеф Льва Толстого, сработанный на дереве». Позже эта работа была отмечена первой премией на республиканской выставке.

DSC_0048-2Интересно то, что материалом для барельефа Александру Дзантиеву послужила тыльная сторона той самой тарелки, изготовленной его отцом в далеком от городских кварталов Сба. И теперь трудно сказать, благодаря чему сохранилась семейная реликвия – самому изделию или вырезанному на ней барельефу? Скорее всего, правильным ответом будет и то, и другое.

В 1933 году Александр Дзантиев – участник художественной олимпиады в Цхинвале. За представленные произведения оргкомитет наградил его грамотой, а одну из работ – бюст Коста Хетагурова – приобрел Юго-Осетинский музей. С этого момента образ великого сына осетинского народа становится одним из главных в творческих исканиях А.Дзантиева. В 1938 г. он создает прекрасный памятник в Беслане, за что удостаивается официального признания.

Из протокола заседания Совета народных комиссаров Северо-Осетинской АССР от 20 февраля 1939 г.

На открытии памятника в Беслане. Газета "Растдзинад", 1938 г.

На открытии памятника в Беслане. Газета "Растдзинад", 1938 г.

Слушали: о награждении автора памятника великому осетинскому народному поэту Коста Хетагурову, сооруженному на территории Беслановского маисового комбината – скульптора-самоучки Дзантиева Александра Умаровича.

Постановили: Войти с ходатайством в Президиум Верховного Совета Северо-Осетинской АССР о награждении грамотой Верховного Совета Северо-Осетинской АССР за образцовое выполнение памятника великому осетинскому народному поэту Коста Хетагурову…

Окрыленный успехом, Александр Дзантиев в 1939 г. добивается нового творческого успеха. Его бюст Коста был принят государственной комиссией и установлен в парке культуры Владикавказа, который он и украшает до сих пор. Еще один бюст Коста, выполненный А.Дзантиевым в 1937 г., сейчас нашел свое место во дворе многоэтажных домов по проспекту Доватора, там, где живет сын скульптора.

Бюст Коста работы А.Дзантиева в парке культуры во Владикавказе.

Бюст Коста работы А.Дзантиева в парке культуры во Владикавказе.

Серия творческих удач и, как следствие, возросший авторитет, выдвигают А.Дзантиева на передний план общественной жизни. 2 сентября 1940 г. коллеги избирают его председателем Союза художников Северо-Осетинской АССР. В этой ответственной должности он был до 15 июля 1942 г.

А в 1944 г.  памятник основоположнику осетинской литературы работы А.Дзантиева украсил селение Коста. Эта работа также получила высокие оценки специалистов. В числе других произведений она была отмечена в представлении на присвоение почетного звания «Заслуженный деятель искусств Северо-Осетинской АССР». Кстати, это звание и в нынешнее время не так девальвировалось, как другие, а в первые лет тридцать после его учреждения было и вовсе редким, «штучным» отличием, которого удостаивались только за действительно особые отличия.

Из характеристики начальника управления по делам искусств при СНК СО АССР Б.Боциева сентябрь 1944 г.

Скульптор Дзантиев Александр Михайлович, 1900 года рождения, осетин, беспартийный.

В своих произведениях скульптор Дзантиев отображает жизнь и быт Осетии. Великая Отечественная война вызвала скульптора на творческий показ участников осетинского народа в войне.

До Великой Отечественной войны скульптор Дзантиев дал ряд произведений этнографического порядка, а также из эпохи Гражданской войны на территории Северной Осетии.

Ряд работ Дзантиева находится в музеях Ленинграда (этнографический музей), Ростова, Юго-Осетии и музее краеведения Северной Осетии – это все работы, рисующие быт, обычаи и жизнь осетин и представляющие собой ценность этнографическую, соединенную с большой теплотой подачи сюжетов и хорошим знанием бытовых особенностей своего народа…

Одной из лучших работ скульптора надо считать превосходный бюст Героя Советского Союза Х.Мильдзихова. Большое сходство, динамика и высокое качество работы делают этот портрет образом советского воина…

Скульптор Дзантиев – автор ряда монументальных работ: памятника Коста Хетагурову на Беслановском маисовом комбинате, в парке культуры и отдыха г. Дзауджикау и в сел. Коста.

Последняя работа – 2,5-метровая статуя Коста – заслуживает большого внимания как по своей трактовке образа великого народного поэта-борца, так и по технической подаче. Монумент этот – большая творческая удача мастера…

Из указа Президиума Верховного Совета Северо-Осетинской АССР от 11 октября 1944 г.

Поздравление Махарбека Туганова, присланное в 1944 г.  из Цхинвала - бесценная реликвия в семье Дзантиевых.

Поздравление Махарбека Туганова, присланное в 1944 г. из Цхинвала - бесценная реликвия в семье Дзантиевых.

За долголетнюю работу по созданию ряда монументальных работ-памятников, за создание работ, отражающих эпоху Гражданской войны и работ, рисующих быт, обычаи и жизнь осетин, присвоить почетное звание заслуженного деятеля искусств Северо-Осетинской АССР скульптору Дзантиеву Александру Умаровичу.

В этот же период Александр Дзантиев удостаивается еще нескольких высоких наград. Решением Президиума Верховного Совета СССР в апреле 1944 г. ему вручается орден «Знак Почета», в ноябре – медаль «За оборону Кавказа», а в декабре следующего года – медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Таким образом, был по достоинству оценен вклад художника, который силой искусства поддерживал дух своего народа, ведь Победа ковалась не только на полях сражений.

Горец в пути.

Горец в пути.

В последующие годы Александр Дзантиев продолжал работать над образами, которые были близки его национальному духу, создав в форме малой пластики запоминающуюся галерею произведений представителей творческой и военной интеллигенции, тружеников заводов и полей, осетинской женщины-матери. В таких работах, как «Косарь» (1957), «Горец с трубкой» (1959), «В пути» (1960), «Колхозница» и другие скульптор демонстрирует не только зрелое мастерство, но и глубокое знание жизни и характера своего народа.

В 1960 г. состоялась Декада осетинской литературы и искусства в Москве. Она стала крупнейшим событием в жизни послевоенной Осетии. К декаде тщательно и задолго готовились, не оставались в стороне и лучшие художники республики. В результате Александр Дзантиев создал величественную композицию «Салам Иристона». В этой трехметровой скульптуре он изобразил женщину-осетинку с приветственной чашей в руках. Этот мотив, навеянный образом Шатаны из осетинских нартских сказаний, органично соединял народные традиции и современность.

По окончании Декады осетинской литературы и искусства, которая прошла с грандиозным успехом, многие из ее участников были отмечены правительственными наградами. Скульптор Александр Дзантиев был удостоен медали «За трудовую доблесть».

Возраст, когда мудрость и мастерство идут рука об руку.

Возраст, когда мудрость и мастерство идут рука об руку.

В декабре 1971 года состоялся I съезд художников Осетии, который явился важной вехой в развитии национального изобразительного искусства. Почетное право открыть форум было предоставлено Александру Дзантиеву как старейшему художнику.

«Осетинское советское искусство прошло путь от маленького  творческого объединения до одного из самых сильных в России коллективов. Сегодня, в день открытия I съезда, правомерно вспомнить о тех, кто закладывал фундамент профессионального искусства Осетии – Махарбека Туганова, Сосланбека Едзиева, Давида Дзантиева, Сократа Кусова, Аслангирея Хохова… Сегодня их нет среди нас, но живы их традиции, их опыт…».

Не подлежит сомнению то, что в числе тех, кто закладывал основы осетинского искусства, следует назвать имена и двух других братьев Дзантиевых – Инала и Александра.

«По характеру своей работы, тематике и художественной правдивости тов. Дзантиев А. является подлинно народным осетинским скульптором». Эта характеристика, данная еще в 1947 г. тогдашним председателем Союза художников республики А.Хоховым, оставалась актуальной на протяжении всего творческого пути Александра Дзантиева.