«У нас было горячее желание – сделать наше произведение близким и понятным всем»
60 лет назад в столице Северной Осетии при большом стечении пришедшего по зову сердца народа открылся величественный памятник Коста Хетагурову, который и сегодня является одной из главных достопримечательностей Владикавказа и всей республики.
Об этом событии сайт «Осетия-Квайса» писал пять лет назад. Но привел не все подробности. Между тем, эти подробности весьма интересны.
Часть из них сообщил накануне открытия монумента тогдашний начальник управления по делам архитектуры при Совете Министров Северо-Осетинской АССР Г.Тегкаев. Он, в частности, отметил, что пятиметровая бронзовая скульптура Коста, установленная на постаменте из красного полированного гранита, опирается на широкое трехъярусное основание – стилобат. При этом нижняя, исходная часть постамента и крайние кромки верхней ступени основания обрамлены стилизованным осетинским орнаментом.
Это было интересное новшество, что подчеркнул в своем рассказе и один из соавторов памятника – архитектор И.Гайнутдинов, прибывший в Осетию на торжественное открытие памятника.
«По богатству и разнообразию национальных форм архитектуры и орнаментальных узоров памятник К.Л.Хетагурову является, пожалуй, первым таким сооружением в Северной Осетии. Только одна коллекция различных орнаментов, высеченных на камне, потребовала большой научной работы по всестороннему изучению осетинского народного творчества.
У нас было горячее желание – возможно теснее связать наше произведение с замечательным творчеством народа, сделать его близким и понятным всем трудящимся. Это желание не покидало нас на протяжении всей нашей многолетней работы. И если народ, как самый справедливый критик, положительно воспримет наш труд, это будет для нас, авторов, высшей наградой», – изложил свою позицию архитектор, явно взволнованный морем людей на церемонии.
В свою очередь, скульптор С.Тавасиев рассказал о своих творческих исканиях на долгом творческом пути к созданию памятника славному сыну осетинского народа.
«Образ Коста владел мной с юношеских лет. Уже в те годы у меня зародилась мысль воплотить образ поэта в скульптуре… По окончании Ленинградской академии художеств неоднократно возвращался к поискам монументального образа Коста.
Десятки эскизов привели меня к окончательному, проверенному опытом и временем решению, вылившемуся в композиции, которая послужила основой для сооружения памятника К.Л.Хетагурову. Этот памятник – знак горячей любви народа к своему великому поэту», – сказал Сосланбек Дафаевич.
Принципиально важно и то, что в те торжественные дни шестидесятилетней давности слова благодарности были сказаны не только в адрес двух главных соавторов, но и всех кто внес свой немалый творческий и трудовой вклад в создание монумента. Прежде всего, это Чермен Дзанагов, нынешний патриарх национальной скульптуры, который уже тогда снискал популярность у ценителей изобразительного искусства и высочайший авторитет среди собратьев по творческому цеху. Упомянутый Г.Тегкаев подчеркнул, что Дзанагов «много труда вложил в создание монумента», но, по высшей справедливости, он может смело быть назван еще одним соавтором памятника. Тем более, что так оно и есть.
Чермен ДЗАНАГОВ: «Мне всегда говорили, что кони – это мой конек…»
Уже писалось о том, что в связи с успешным завершением строительства памятника основоположнику осетинской литературы К.Л.Хетагурову указом Президиума Верховного Совета СО АССР Сосланбеку Тавасиеву было присвоено звание народного художника Северной Осетии, а Измаилу Гайнутдинову – заслуженного деятеля искусств автономной республики. Но были награждены, правда, скромнее, еще 38 человек. Все – Почетными грамотами Президиума Верховного Совета СО АССР. В их числе – Чермен Дзанагов и большая группа специалистов Мытищинского завода художественного литья и рабочих Орджоникидзевского стройуправления №2.
В день открытия монумента от главного архитектурного начальника республики прозвучала и такая интересная информация.
«Пройдет еще немного времени, и позади памятника – там, где сейчас находится сквер, раскинется новое большое здание республиканской библиотеки им. С.М.Кирова. Они составят один стройный архитектурный ансамбль», – сообщил читателям «Социалистической Осетии Г.Тегкаев.
Но ход дальнейших событий не подтвердил этого, казалось бы, бесспорного заявления. Новое здание республиканской библиотеки было построено на ул. Коцоева, а позади памятника К.Л.Хетагурову расположился Осетинский театр, который был сооружен в 1967 году по проекту Р.А.Бегунца.
Камилла БАДОЕВА