Вспоминая мастера
// 31 июля – 75 лет со дня рождения заслуженного художника Северной Осетии Аслана АРЧЕГОВА (1938-2010)
Пообщаться с Асланбеком Арчеговым в последний раз мне довелось незадолго до его кончины. Можно сказать, посчастливилось, как посчастливилось еще раз подышать прозрачным чистым воздухом его удивительных воздушных акварелей. В своих творениях художник увековечил и горы родной Осетии, и величественный Байкал, и солнечную Болгарию, и первозданную красоту Приморского края.
Серии его акварелей «Кузбасс», «По земле архангельской», «Молдавия», «Приморье», «Фиагдон», «Аул Лац», «Осетинский мотив», «Вечер в горах», «Полдень на Реданте», «Джимара утром», «Все проходит» просто завораживали. Не случайно искусствовед А. Боровский в своей статье «Акварелист из Осетии» из книги «Искусство рисунка», изданной в 1990 году в Москве в издательстве «Советский художник», писал: «Своими мощными руками Асланбек создает совсем небольшие, в половину листа, акварели, очень деликатные, нежные по цветовому синтезу, по самому отношению к натуре…»
Сам же себя Асланбек Романович величал натуральным художником, имея в виду то, что рисовал он исключительно с натуры. «Ветра, пленэры — это по мне, — говорил он. — Раньше ведь не было такой возможности — заснять пейзаж на цифровой фотоаппарат, чтобы потом дома сидеть и писать». И правда, то поколение художников работало по-другому, с натуры.
Асланбек Арчегов в свое время поездил по стране, набираясь впечатлений. В разные годы он становился участником не только многих общесоюзных и общероссийских выставок, но и выездных творческих групп художников, в составе которых побывал в Архангельской области и на Кузбассе, в Приморье и Сибири, в Молдавии и на Байкале. Ответственным организатором двух таких выездных групп был он сам: первый раз, когда группа акварелистов Союза художников СССР, в состав которой вошли представители почти всех союзных республик, работала на протяжении 40 дней в Северной Осетии, и второй раз в 1987 году, когда группа художников Российской Федерации тоже чуть больше месяца пребывала в двух северокавказских автономных республиках — Северной Осетии и Кабардино-Балкарии. Заканчивались такие поездки, как правило, отчетными выставками. В 1984 году Асланбек Арчегов стал еще и участником Международного пленэра по акварели имени Николы Маринова в Болгарии, где на пару с художницей Зоей Литвиновой представлял Советский Союз.
А вообще поездки по стране, вспоминал Асланбек Романович, начались для него еще в ранней юности. Будущий художник родился и вырос во Владикавказе на Осетинской слободке. С детства, рассказывал он, у него на слуху было имя нашего легендарного разведчика Хаджи-Умара Мамсурова, друга юности его отца. Мамсуров, оказывается, был влюблен в тетю будущего художника. Когда Хаджи-Умар был в Испании, она вышла замуж за другого. В родительском доме Асланбека Арчегова Мамсурова вспоминали часто.
Кстати, именно в семье Асланбек Арчегов впервые соприкоснулся со своей будущей профессией. В его родительском доме рисовали все — и отец, и мать. На самодеятельном уровне, разумеется. Поэтому особых раздумий по поводу выбора будущей профессии у юного Асланбека Арчегова не было.
Сначала он учился на художественно-графическом отделении педучилища, будучи студентом которого и совершил свою первую поездку по стране по дороге на целину. Второй раз на целине будущий художник побывал, обучаясь уже в Московском полиграфическом институте. На целине, рассказывал он, студентам доверили оформление детских садов, столовых и других объектов.
А Москва запомнилась Асланбеку Арчегову уроками мастерства. Его педагог А.Д.Гончаров являлся учеником самого Фаворского. Он организовывал для студентов удивительные встречи — с Сергеем Образцовым, Ильей Эренбургом, Михаилом Роммом, Святославом Рихтером.
Другой преподаватель — П. М. Захаров учился в свое время во ВХУТЭМАСе и был лично знаком с Владимиром Маяковским, о котором часто рассказывал. Еще один педагог — Май Митурич так и вовсе был племянником самого Велимира Хлебникова.
Да что там говорить, даже натурщица у них в институте была из рода Натальи Гончаровой — такая же блистательная красавица! Ослепленный такой красотой бедный студент Арчегов на последние деньги покупал ей букетик цветов, который клал к ее ногам.
А еще Москва запомнилась трогательными, грустными, лиричными и очень необычными для того времени песнями под гитару Булата Окуджавы (его портрет висел в мастерской художника). А также театральными премьерами. Их студенты не пропускали. «Я видел блистательного британского актера Лоуренса Оливье в роли Отелло. Лицезрел в этой роли армянского артиста Ваграма Папазяна, грузинского Акакия Хораву и монгольского Гомбосурена. Поэтому могу сказать, что проникновеннее Владимира Тхапсаева Отелло никто не играл. Он так брал за душу, что слезы наворачивались на глаза», — рассказывал Асланбек Романович.
Дипломная работа на тему «Вариант оформления книги К.Кулиева «Мир дому твоему”» подарила Асланбеку Арчегову встречу с поэтом не менее знаменитым, чем Расул Гамзатов. На прощание Кайсын Кулиев написал тогда молодому художнику свое пожелание: «Дорогой Асланбек, в течение нашей беседы я поверил в ваше дарование. Будьте верны жизни, ее зову, земле, дереву, камню, хлебу, всему подлинному. И это обязательно вознаградит вас. Будьте обязательно смелым в настоящем смысле слова. Творческая робость — худший враг художника. Сверните ей шею, как говорил Верлен в “Риторике”».
Этому мудрому напутствию выдающегося балкарского поэта Асланбек Арчегов старался следовать и когда по окончании Московского полиграфического института работал в области станковой и книжной графики (между прочим, иллюстрировал и оформлял книги стихов Расула Гамзатова, Казбека Казбекова, Эльбруса Дзуцева, Сергея Хугаева, Хазби Калоева, сборник пьес Ашаха Токаева, книгу Изатбека Цомартова, путеводитель «По Военно-Грузинской дороге» Василия Цабаева, книгу «Али-Баба и 40 разбойников», создал серию литографий «Моя Осетия»), и когда на протяжении 20 лет преподавал на оформительском отделении Владикавказского художественного училища, где начал работать буквально со дня его открытия.
Своими учениками Асланбек Романович неизменно гордился. И теми, кто здравствует и покоряет свои Олимпы, и теми, кто, увы, ушел в мир иной. Последнее время Асланбек Арчегов писал воспоминания, где все те, кого уже не было рядом, по-прежнему оставались молодыми, жизнерадостными, полными планов и надежд. Уже тогда, в 2010-м, он задумывался о своем грядущем 75-летии. Хотел подготовить персональную выставку, буклет, дописать мемуары. Говоря о мемуарах, Асланбек Романович, помню, процитировал нашего известного кинорежиссера, сценариста, поэта, «авантюрного интеллигента», как назвал его художник, Германа Гудиева, который, умирая, произнес: «Как жаль, что я столько унесу с собой на тот свет». «Жизнь, увы, быстротечна, — говорил Асланбек Романович, — поэтому хочется успеть».
Не успел…
Ольга РЕЗНИК
«Пульс Осетии», 30.07.2013
Читать по теме:
03.06.2010 Мастер, его акварель и его мемуары (последнее интервью)