Осетия Квайса



Театр был делом всей ее жизни

// Сегодня 110 лет со дня рождения заслуженного деятеля искусств РСФСР и Северо-Осетинской АССР режиссера Елены МАРКОВОЙ

Она стояла у истоков профессионального театрального искусства Северной Осетии, став во Владикавказе первым режиссером Осетинского театра, куда приехала из Москвы вместе с первыми выпускниками осетинской театральной студии.

Затем, уже после войны, Елена Гавриловна Маркова в течение ряда лет возглавляла Русский театр, подготовив его к знаменитой Декаде осетинского литературы и искусства в Москве, которая состоялась в 1960 году.

В марте 1963 года в Осетии широко отметили 60-летний юбилей режиссера. Маркова уже имела к тому времени высшие творческие звания, поэтому республика наградила ее «всего лишь» Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Северо-Осетинской АССР. А в газете «Социалистическая Осетия» вышла статья, посвященная юбиляру. Публикуем ее с некоторыми сокращениями (Читайте также «Режиссер, стоявшая у истоков Осетинского театра»).

В зените творческих возможностей

Творческая биография режиссера Елены Гавриловны Марковой тесно связана с Северо-Осетинским театром. Она окончила ГИТИС под руководством таких мастеров советской сцены, как А.Д.Попов, Б.М.Сушкевич, В.Я.Станицын, О.И.Пыжова, М.И.Кнебель, В.П.Баталов, одновременно с группой посланцев Северной Осетии и вместе с нею приехала в нашу республику. Со дня открытия Осетинского театра (1935 год) Е.Г.Маркова в течение двенадцати лет (кроме периода, когда она оканчивала аспирантуру при ГИТИСе) была его главным режиссером, руководила осетинской студией, преподавала мастерство актера.

Ничего удивительного не было бы в том, если бы вчерашняя студентка, оказавшись во главе творческого коллектива, только что начавшего свою творческую жизнь, поначалу растерялась. Но она не растерялась, несмотря на то, что помимо трудностей организационных, перед ней стояла задача понять быт, нравы, язык и психологию доныне незнакомого народа, вкусы осетинского зрителя, разобраться в причинах, почему осетинскому зрителю близки одни темы, а другие оставляют его равнодушным, почему одни художественные приемы находят в его уме и сердце живой отклик, а другие – нет. Ей нужно было разглядеть национальные особенности коллектива, развить их и творчески использовать. Короче, ей нужно было воспитать театральный коллектив, близкий и понятный осетинскому народу, уберечь его от рутины и штампов, равнодушия и невзыскательности, от всех видов формализма, натурализма и других смертных грехов сценического искусства.

Жизнь показала, что Е.Г.Маркова с честью выполнила эту задачу. Неистребимая по сей день, негаснущая любовь к театру, чувство огромной ответственности перед народом, перед искусством, хороший вкус и прекрасная школа, отвращение к фальши в искусстве и богатая интуиция помогли ей выдержать экзамен в те первые трудные дни.

За годы работы в Осетинском театре Е.Г.Маркова создала такие замечательные во многих отношениях спектакли, как «Глубокие корни» Гоу и Дюссо, «Король Лир» В.Шекспира, «Каменный гость» и «Цыгане» А.Пушкина, «Чудак» Н.Хикмета и другие. А поставленный ею спектакль «Одинокий Хасана» Д.Мамсурова вошел в фонд театра как классический.

Лучшие ее работы отмечены глубиной и ясностью мысли, психологической точностью и масштабностью характеров, строгой чеканностью формы и сдержанной эмоциональностью. Было в этих спектаклях и что-то свое, присущее только Марковой, какая-то затаенная мягкость, деликатность, какая-то боязнь оскорбить пошлостью и грубостью, словом, то, что не может дать никакая школа, что живет в самой художественной натуре, бессознательно вливаясь в творчество.

Через двенадцать лет Е.Г.Маркова уехала из Осетии зрелым художником сцены. Она работала главным режиссером в Куйбышеве, Алма-Ате, Вильнюсе, Минске, Челябинске. И в этих городах она создала спектакли не просто крупные («Гроза» в академическом казахском театре, «Отелло» и «Ревизор» в Вильнюсе, «Нора» в театре им. Янки Купалы), но и получившие всесоюзное признание – «Броненосец 14-69» и «Клоп» в Челябинске…

Спектакль «Клоп» с большим успехом прошел в Москве, а Е.Г.Марковой был присужден диплом лауреата всесоюзного театрального фестиваля первой степени.

В 1958 году Е.Г.Маркова вернулась в Северную Осетию главным режиссером Русского театра. Наши зрители знают и любят ее спектакли «Барабанщица», «Лиса и виноград», «Веер леди Уиндермир», «Двое на качелях» и другие. Ее спектакли «Старик» и «Фатима» представленные на декаде в Москве, получили высокую оценку.

Елена Гавриловна отдала театру всю свою жизнь. Она, не жалея, вкладывала силы, здоровье, энергию в дело своей жизни, воспитывая актеров и режиссеров, всех работников сцены. Много писала о театре. Большую творческую работу она совмещала с общественной. Была депутатом Верховного Совета Северо-Осетинской АССР.

Е.Г.Марковой шестьдесят лет, но как режиссер она в зените своих возможностей. Она не утратила ни творческого огня, ни требовательности, ни энергии. И в день ее юбилея, когда работники театра собрались, чтобы тепло поздравить Елену Гавриловну с 60-летием, хочется пожелать ей здоровья и еще многих, многих лет, наполненных плодотворным творческим трудом.

Т.КАРИАЕВА, народная артистка РСФСР
«Социалистическая Осетия», 27 марта 1963 г.