Осетия Квайса



Режиссер, стоявшая у истоков Осетинского театра

221207140752-2В дни 75-летнего юбилея Северо-Осетинского академического драматического театра им. В.Тхапсаева много говорится о его богатой и славной истории. И, действительно, творческий фундамент, заложенный в тридцатые годы, стал основой для становления многих поколений артистов и режиссеров, той высокой сценической планкой, которая побуждала расти и совершенствоваться. В 1985 году во Владикавказе отмечалось 50-летие театра. Это был последний юбилей, на котором присутствовала первый режиссер Осетинского театра заслуженный деятель искусств РСФСР и Северо-Осетинской АССР Елена МАРКОВА.

Ее рассказ о том, как начинался Осетинский театр, сегодня воспринимается как живое свидетельство участника событий, которые стали историческими. Публикуем интервью Е.Марковой.

Как это начиналось

Среди гостей, приехавших на празднование 50-летия осетинского театра, – заслуженный деятель искусств РСФСР Е.Г. Маркова. Елене Гавриловне выпала честь принимать большое участие в становлении театра: она была первым художественным руководителем, работала с коллективом в течение первых четырех лет, затем с 1944 года до 1948-го. Под руководством Е.Г. Марковой ставились многие из тех спектаклей, которые вошли в золотой фонд осетинского театрального искусства, национального по форме, социалистического по содержанию. Елена Гавриловна помогла найти свое призвание многим осетинским актерам, обучавшимся в студии, организованной при театре. Сегодня Е.Г. Маркова – наш гость, и мы попросили ее ответить на ряд вопросов.

Прежде всего, Елена Гавриловна, расскажите, пожалуйста, как вы стали главным режиссером только что открытого осетинского театра?

– Все началось с того, – сказала Е.Г. Маркова, – что в 1934 году, когда я окончила режиссерский факультет ГИТИСа, руководитель осетинской студии народный артист СССР В.Я. Станицын пригласил меня на постановку со студийцами французского народного фарса «Адвокат Патлен» – одного из четырех дипломных спектаклей. После этого меня вызвала тогдашний директор ГИТИСа А.Н, Фурманова, жена писателя Д.Фурманова, и вместе со Станицыным они уговорили меня поехать в Осетию. Ехала я с намерением поработать и помочь театру и в творческом становлении, и во многих организационных вопросах. Однако год растянулся на целых четыре. И дело было не только в том, что в Осетии не было еще своих режиссеров, но в том, что мне было очень интересно работать с этим коллективом.

А начинали мы очень трудно. Открытие театра состоялось в Доме офицеров, поскольку своего зала у нас не было. Потом в течение года сделали пристройку к русскому театру, и мы получили свой репетиционный зал, а играли в очередь с русской труппой два раза в неделю. Не было у нас костюмов, мы пригласили портных, учили их, организовали костюмерную, читали им лекции по истории театрального костюма. Занимался с ними большой энтузиаст театра художник Аркадий Самбур, который тоже приехал с нами. Кстати, все первые наши спектакли он и оформлял. Помог нам очень и Юрий Павлович Федоров.

По совету Станицына набрали мы студию, чтобы обеспечить театр молодыми кадрами.  Макеев, ведущий актер, секретарь партийной организации театра, очень помог при наборе студии. Ведь тогда родители неохотно отпускали своих дочерей в театр, считали это неприличным, так он ходил по домам, уговаривал, убеждал. Набрали студию. Преподавали сами же: Борис Борукаев, Макеев, Серафима Икаева, сестра моя Татьяна Гавриловна – она балериной была, сценическое движение вела.

Среди студийцев оказался и Владимир Тхапсаев. Он до этого был рабочим сцены русского театра. Надо сказать, что я сразу поняла, какой это большой талант, и начала отдельно с ним заниматься. Сразу же начали ему давать и роли. Тогда же стала заниматься с Борукаевым и Макеевым, изучали режиссуру, сделала их ассистентами, чтобы они быстрее овладели азами профессии.

Надо сказать, что все наши начинания получали поддержку у руководителей республики, нам помогали как могли. С огромным интересом встречали зрители каждый наш спектакль. Все это, конечно, окрыляло, мы работали с большим энтузиазмом.

– Елена Гавриловна, Вы говорите, что Вам интересно было работать с осетинским театром. Чем же Вас привлекал этот коллектив, в чем была особенность его актеров?

– Конечно, прежде всего, хотелось бы выделить одаренность актеров. Им были присущи эмоциональность, темпераментность и еще такое прекрасное качество, как юмор. Вообще у осетин сильно развито чувство юмора. Вот возьмем спектакль «Цола», я только что его смотрела, ведь смех не прекращался в зале весь вечер!

– Елена Гавриловна, давайте вспомним наиболее интересные, на Ваш взгляд, постановки тех лет, актеров, игравших в них…

– Их было немало. Но хотелось бы сказать, прежде всего, о спектакле «?фх?рдты Хасан?» по пьесе Мамсурова. Это моя гордость, за этот спектакль я получила премию Министерства культуры СССР, потом в Москве делала доклад об этой постановке для режиссеров всех автономных республик. «Король Лир» Шекспира с Тхапсаевым, «Дон Гуан» Пушкина с Таутиевым и Кариаевой. В 50-х годах ставила «Чудака» Хикмета с Царукаевым, снова «Короля Лира» в новом оформлении Иосифа Сумбаташвили и с новым составом, из старого только Тхапсаев остался.

Из актеров скажу, в первую очередь, о Соломоне Таутиеве. Это был изумительный актер, актер-романтик, личность, коммунист, человек глубоко мыслящий.

Многие из моих товарищей, московских актеров, часто звонили мне, буквально умоляли: вызови нас на какую-нибудь роль, чтобы посмотреть Таутиева.

О Владимире Тхапсаеве сказано и написано немало. Поражали в нем необычная фантазия, чуткость, большая работоспособность. Ему что-то говоришь, предлагаешь, а он сделает в три раза больше.

Варвара Каргинова была замечательной исполнительницей ролей трагедийного плана.

Серафима Икаева… Она несла на сцену сверкающий юмор, жизнерадостность, публика ее обожала. В спектакле «Желание Паша» она играла не главную роль, но играла так, что все следили за ее игрой, ее появления все ждали с нетерпением.

Александр Царукаев окончил студию при театре, ученик Борукаева. Два спектакля я ставила с ним. Замечательный был актер, удивительно проникновенными были образы, созданные им. Московская критика дала высокую оценку Царукаеву – Глостеру в «Короле Лире». Это была редкая актерская удача. Не могу не вспомнить и о том, что Геор Хугаев закончил студию у меня, был интересным актером, запомнился его Базиль в «Женитьбе Фигаро» Бомарше, я же его готовила на режиссерский факультет ГИТИСа, где он учился у А.Попова, стал хорошим режиссером, работает очень интересно.

…Осетинский театр прошел большой путь, было в его жизни немало удач, он идет вперед, традиции, заложенные первым поколением актеров, с честью продолжают среднее и младшее поколения. Пожелаем же им удачи!

Беседу вела Б.ТОЛАСОВА,
газета «Социалистическая Осетия», 15 ноября 1985 г.