Владиславу Суркову нужен новый руководитель
для президентского управления по социально-экономическому сотрудничеству со странами СНГ
Вчера бывший начальник управления президента по социально-экономическому сотрудничеству со странами СНГ, Абхазией и Южной Осетией Юрий Воронин возглавил аппарат Счетной палаты. Новым главой управления, полагают опрошенные «Ъ» эксперты, станет человек из команды помощника президента Владислава Суркова, который курирует это направление. Источники «Ъ» в администрации президента утверждают, что у господина Суркова в плане кадровых назначений будет «полная свобода».
О назначении Юрия Воронина руководителем аппарата Счетной палаты вместо Сергея Шахрая, который занимал этот пост с 2004 года, было объявлено вчера после заседания коллегии, на котором было утверждено распределение обязанностей между аудиторами (см. стр. 6).
Указ о создании управления по социально-экономическому сотрудничеству со странами СНГ, Абхазией и Южной Осетией Владимир Путин подписал 26 июня 2012 года. Его возглавил бывший замглавы Минздравсоцразвития Юрий Воронин, а куратором стала помощник президента Татьяна Голикова (глава Минздравсоцразвития с 2007 по 2012 год). Вместе с господином Ворониным работать в управление пришли и многие другие члены команды Татьяны Голиковой: Валентина Широкова, ранее возглавлявшая департамент организации медицинской помощи детям и службы родовспоможения; Ольга Кривонос, работавшая директором департамента организации медпомощи и развития здравоохранения; экс-директор департамента развития социального страхования Татьяна Савицкая; Сергей Жук, руководивший департаментом имущественного комплекса; Елена Шипилева, возглавлявшая финансовый департамент; помощник Татьяны Голиковой София Малявина.
В число приоритетных задач управления вошли реализация в странах Содружества социальных и экономических проектов, формирование эффективных институтов гражданского общества, создание современной финансовой и пенсионной инфраструктуры, а также системы социальной защиты. За более чем год работы в поле зрения СМИ управление попадало считаное число раз. В июле 2012 года начальник департамента развития гуманитарных отраслей управления Елена Рожкова возглавила российскую делегацию во время визита в Южную Осетию. А в апреле 2013 года пресс-служба президента раскритиковала Юрия Воронина за его заявление о том, что пенсионная реформа не имеет смысла. Господину Воронину напомнили, что пенсионной реформой занимается правительство, а в АП этот вопрос относится к компетенции экспертного управления. Пресс-служба главы государства анонсировала проведение административного расследования, по итогам которого чиновнику могли вынести административное взыскание.
После ухода господина Воронина в Счетную палату ожидается, что Владислав Сурков, курирующий теперь взаимоотношения с Абхазией и Южной Осетией в статусе помощника президента, сможет укомплектовать управление. Источники «Ъ» в администрации президента утверждают, что у господина Суркова будет «полная свобода» при формировании команды, «поскольку ему за ее работу и отвечать». Отметим, что Владислав Сурков уже побывал в Абхазии, где 30 сентября отмечалось 20-летие победы в войне с Грузией в 1992-1993 годах, и встречался с президентом республики Александром Анквабом. «Когда есть помощник президента и есть подразделение, работающее по тому же направлению, его руководитель должен быть в хорошем контакте с профильным помощником»,— отмечает политолог Виталий Иванов. Директор Центра политического анализа Павел Данилин считает, что самая логичная кандидатура на пост начальника управления — экс-сенатор от Ингушетии Никита Иванов. 25 сентября его на этом посту сменил Мухарбек Дидигов. «Для Иванова это был бы логичный переход, тем более во время работы в Кремле Владислава Суркова Иванов работал с Модестом Колеровым, когда тот возглавлял управление по межрегиональным и культурным связям, занимавшееся в том числе связями со странами СНГ»,— полагает господин Данилин. Политолог Алексей Чадаев отмечает, что «это его (Никиты Иванова.— «Ъ») любимая тема, и он ей занимался, даже когда это не входило в круг его обязанностей».
Никита Иванов не стал комментировать «Ъ» свое возможное назначение. А Модест Колеров сказал «Ъ», что зоны ответственности управления по социально-экономическим связям со странами СНГ и управления по межрегиональным и культурным связям, которое сейчас возглавляет Владимир Чернов, действительно пересекаются. «Хотя межрегиональное управление занимается политикой, а управление, которое возглавлял Воронин, работает с социально-экономической сферой, их логично было бы объединить»,— говорит господин Колеров. «Во всех последних заявлениях руководителей АП подчеркивалось, что Владислав Сурков будет курировать исключительно Абхазию и Южную Осетию, в то время как первыми в названии управления стоят страны СНГ»,— отмечает господин Колеров. По его словам, главный сейчас бюрократический вопрос: является ли это оговоркой или реальным сужением сферы ответственности господина Суркова и курируемого им управления. По мнению господина Колерова, сужать компетенцию господина Суркова до двух стран в тот момент, когда в ближайшем зарубежье столько конфликтных ситуаций, было бы неправильным.
Политтехнолог Лев Павлючков, работавший в правительстве Южной Осетии в то время, когда Владислав Сурков был первым замглавы кремлевской администрации, полагает, что на освободившийся пост могут претендовать также глава Фонда развития гражданского общества, бывший начальник управления внутренней политики АП Константин Костин, а также Андрей Колядин, который 9 июля покинул пост заместителя полпреда в Уральском федеральном округе и занял должность вице-президента Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). «Во время моей работы в Южной Осетии из администрации президента я работал именно с этими людьми»,— отмечает господин Павлючков. Политолог Константин Калачев также считает, что господин Костин — самый явный претендент на освободившийся пост. Сам господин Костин вчера был недоступен для комментариев.
Президент Института стратегических оценок Александр Коновалов считает, впрочем, что от работы Владислава Суркова и обновленного управления не стоит ждать никаких прорывов в отношениях со странами СНГ, Абхазией или Южной Осетией: «Он может построить интересные комбинации, но вся его предыдущая деятельность не убеждает меня в том, что он очень крупный политик. К тому же Абхазия и Южная Осетия — специфические регионы и работа с ними совсем не то же самое, что работа с более независимыми от России странами СНГ».
Илья БАРАБАНОВ, Дмитрий ПАШИНСКИЙ, Иван САФРОНОВ
«Коммерсантъ», 02.10.2013