Республики предпочитают партсписки
// Северному Кавказу не нужны одномандатники
Парламент Карачаево-Черкесии отказался от смешанной системы выборов, и его новый состав в сентябре будет избран исключительно по партспискам. Пропорциональная система выборов действует практически во всех субъектах Северо-Кавказского федерального округа (СКФО), кроме Северной Осетии и Ставропольского края. Депутаты Карачаево-Черкесской республики (КЧР) говорят, что отказ от выборов по одномандатным округам позволит обеспечить стабильность в республике и гарантировать представительство в парламенте всех национальных групп.
На прошлой неделе от смешанной системы выборов отказался парламент КЧР. Соответствующий законопроект внесли 63 депутата, и столько же его поддержали (все присутствовавшие на сессии). Не возражали против нововведения и десять отсутствовавших парламентариев, и даже депутаты, избравшиеся в одномандатных округах. Как объяснил «Ъ» депутат Ахмат Эбзеев, единодушие вызвано тем, что списочная система позволит на выборах учесть интересы всех национальных групп, проживающих в регионе. «В многонациональной республике этот фактор играет очень важную роль в обеспечении стабильности и согласия»,— заявил он, уточнив, что кроме четырех крупных этносов — карачаевцев, черкесов, русских и абазин — в КЧР живут представители других национальностей, которые «тоже хотят иметь представительство во власти».
От смешанной системы выборов парламент КЧР отказался уже после корректировки федерального законодательства в ноябре 2013 года, которая позволила субъектам РФ самим устанавливать квоты, в том числе доводить до 75% число одномандатников. Тогда на семинаре для вице-губернаторов по внутренней политике первый заместитель главы администрации президента Вячеслав Володин пояснял, что регионы вправе сами устанавливать пропорции, а регионалы посчитали, что количество одномандатников должно идти от электоральных настроений (см. «Ъ» от 14 ноября 2013 года). Однако республики Северного Кавказа в большинстве своем к смешанной системе выборов даже не переходили. Выборы исключительно по партспискам в Дагестане проходят с 2006 года, в Чечне — с 2008-го, в Ингушетии — с 2007-го, в Кабардино-Балкарии — с 2008-го.
В Карачаево-Черкесии, где в текущем году будут избирать парламент, последние выборы по смешанной системе прошли в 2009 году. Местные эксперты убеждены, что позиция одномандатников может вызывать конфликты. Напомним, на выборах президента КЧР в 1999 году республика раскололась по национальному признаку из-за спора по итогам голосования между карачаевцем Владимиром Семеновым и черкесом Станиславом Деревым. Только при посредничестве федерального центра было заключено соглашение между сторонами, частью которого стали негласные правила: первым лицом в республике будет карачаевец, вторым (премьер) — черкес. В 2009 году депутаты трижды отвергли кандидатуру Вячеслава Дерева (брат экс-кандидата в президенты) на пост сенатора от парламента, что опять чуть не привело к межнациональному противостоянию. После этого конфликта было принято решение, что парламент будет выдвигать сенатора от карачаевцев (около 50% депутатов), а глава республики — черкеса. В декабре 2013 года парламент КЧР отказался от прямых выборов президента вслед за Ингушетией, Дагестаном и Северной Осетией по той же причине — во избежание межнациональных конфликтов. В итоге смешанная система выборов в парламент в СКФО осталась только в двух регионах — Северной Осетии и Ставропольском крае. Глава комитета по законодательству осетинского парламента Геннадий Родионов сказал «Ъ», что «этот вопрос не рассматривается». Такой же точки зрения пока придерживаются ставропольские депутаты.
По мнению президента Института национальной стратегии Михаила Ремизова, «пропорциональная система выборов может стать гарантией представительства в парламентах этнических меньшинств». Он напомнил, что в Крыму также принимается решение о системе выборов, которая должна обеспечить представительство крымских татар в Госсовете (как сообщал «Ъ» 17 апреля, в Крыму рассматривается вариант, при котором только 25% депутатов будут избираться по спискам). «Есть 30% этнических меньшинств, которые не смогут по одномандатным округам избрать своего депутата, если не живут компактно»,— сказал «Ъ» господин Ремизов, отметив, что надежнее обеспечить представительство всех национальностей в парламенте «через консультации, договоренности партий и согласования партсписков». Эксперт по проблемам Кавказа Центра Карнеги Алексей Малашенко отмечает, что выборы по партспискам делают «региональные парламенты управляемыми» и в них заинтересованы как местные, так и федеральные власти: «Формирование Совета федерации зависит от региональных парламентов, а неуправляемые депутаты могут преподнести ненужные сюрпризы. Главам республик бузотеры не нужны».
Муса МУРАДОВ, Наталья ГОРОДЕЦКАЯ, Элина СУГАРОВА
«Коммерсантъ», 21.04.2014