Осетия Квайса



Предстоятель большинства

Грузинский католикос-патриарх Илия II едет в Москву, чтобы получить награду в честь своего 80-летия. А накануне с круглой датой его поздравил российский президент. «Огонек» вспоминает, какую роль патриарх сыграл в грузинской политике.

Человек, на юбилей которого деревенские жители готовят рекордную 8-метровую чурчхелу, а столичная интеллигенция — крупнейший концерт в филармонии, надеясь одинаково его порадовать, вероятно, заслуживает звания национального героя. Грузинский католикос-патриарх Илия II является таковым и согласно всем социологическим опросам: в ноябре Национальный демократический институт США определил рейтинг доверия населения патриарху на уровне 93 процентов.

Беспрецедентная популярность грузинского духовного лидера, недавно отметившего свое 80-летие и 35-летие интронизации, феномен не только религиозный, но и политический. Накануне визита Илии II в Москву, где его наградят премией Международного общественного фонда единства православных народов, «Огонек» разбирался в природе успеха патриаршего социального служения.

КОНФЕТА ОТ МОНАХИНИ

— Многие сомневались, приеду я или нет в Москву,— пояснял журналистам Илия II, посетивший похороны российского патриарха Алексия II в декабре 2008 года.— Но это были напрасные сомнения.

После августа 2008-го не только такой визит, но даже такие слова стоили бы любому грузинскому деятелю народной поддержки. Но только не Илии II.

— В тот момент все межгосударственные отношения были прерваны, единственной связью оказалась церковь,— вспоминает Зураб Абашидзе, спецпредставитель грузинского премьера по вопросам отношений с Россией.— Делегация Грузинской православной церкви, в составе которой был и я, несколько раз посещала Россию после трагических событий в Осетии, представители РЦП приезжали в Тбилиси. У таких поездок были критики, потому что, разумеется, переговоры имели политическую подоплеку. Однако их результат в сравнении с тупиком, в который зашли переговоры светские, оказался позитивным. Московская патриархия подтвердила каноническую целостность Грузии, а Грузинская церковь — духовное единство с РПЦ. В общем итоге церковь укрепила свой авторитет миротворца.

Светские журналисты поспешили поздравить Илию II с успешно завершенной «спецоперацией», заметив при этом, что патриарх был подготовлен к ней как никто другой.

Уроженец Казбегского района Грузии, школьные месяцы проводивший во Владикавказе, Ираклий Гудушаури-Шиолашвили, до того как стать патриархом, успел сродниться с культурами нынешних политических оппонентов Грузии — русских, осетин и абхазов. Его биография, начинающаяся на житийный манер, тому свидетельство: дом православных родителей юного Ираклия оказался прибежищем для нескольких монахов, гонимых советской властью, а на скопленные деньги отец патриарха, глава местной духовной общины, купил два участка земли во Владикавказе и открыл там молитвенный дом. Русская монахиня Палладия, которая жила в отдельной комнатке у родителей патриарха и после службы дарила маленькому Ираклию гривенник, хорошо ему запомнилась: «За гривенник я покупал двух красных петушков на палочке»,— пояснял Илия II. Духовным отцом семьи Гудушаури-Шиолашвили был осетинский священник — отец Михаил Зацоев.

Как утверждает племянник католикоса, митрополит Батумский и Лазский Димитрий, после школы будущий Илия II надумал было поступать в медучилище, однако в последний момент решился на иное служение и подал документы в Московскую духовную семинарию. Видимо, выбрал по душе: уже на первом курсе был награжден за лучшее итоговое сочинение. После семинарии до 1960 года юный Ираклий (а с 57-го уже принявший постриг иеродиакон Илия) продолжал жить в Загорске (ныне — Сергиев Посад), учась в Духовной академии. «Это были самые светлые годы моей жизни,— признавался грузинский патриарх.— Мы взахлеб читали и познавали философию, психологию, антропологию, историю, литературу. Студенты нашей группы отличались от остальных семинаристов своим энциклопедизмом». А Илия II, как вспоминали его одногруппники, отличался еще и особым обаянием. Оно так подействовало на местных художников, что они решились написать с него образ Иоанна Предтечи в притворе Покровского Академического храма. Вышло удачно: роспись там и по сей день.

РИСУЮТ ВСЕ

В Грузии юного и образованного Илию II сразу же отметили ответственными назначениями: в 1960 году он стал настоятелем кафедрального собора в Батуми, в сплошь мусульманской Аджарии, а в 1967 году был переведен в Сухумо-Абхазскую епархию. Поиски контакта с местной паствой привели в итоге к тому, что Илия II во время богослужения совершал возгласы не только на грузинском, но и на церковнославянском, абхазском и греческом языках.

Когда в 1972 году умер католикос-патриарх Ефрем II, никто не сомневался, что на его место взойдет Илия — к тому времени уже митрополит. Однако вмешался Совет по делам религий при Совмине СССР, при содействии — как утверждали грузинские диссиденты — всесильного КГБ. Кандидатуру Илии отклонили, впрочем, ненадолго: в 1977 году, после смерти очередного патриарха, он все-таки был избран.

— Илия II всегда считался церковным либералом, сторонником экуменического движения,— поясняет Николай Митрохин, религиовед, научный сотрудник Центра по изучению Восточной Европы при Бременском университете.— Эту репутацию он сохранил до сих пор и потому находится под постоянным прессингом – теперь со стороны монашествующих и националистически настроенного белого духовенства. Даже сейчас Илия II определяет облик небольшой части церкви, он, фактически, одинок в своих воззрениях на будущее межконфессиональных контактов, и вопрос о том, каким будет его преемник, открыт.

С советской властью у Илии II, как и у нынешнего российского патриарха Кирилла, отношения были напряженные. В 1983 году на заседании Всемирного совета церквей — главного органа экуменического движения — они оба призывали вывести советские войска из Афганистана, обвиняя свое правительство в агрессии. В те же годы Совет по делам религий Грузинской ССР настоятельно рекомендовал Илии II снизить число проводимых богослужений и произносимых проповедей, поскольку тот уж слишком рьяно взялся за миссионерскую деятельность: добился перевода Библии на современный грузинский язык, обязал читать по три проповеди в Тбилисском храме Сиони, наладил церковную типографию. В результате, как сокрушался уполномоченный совета товарищ Майсурадзе, «в церковь потянулись молодые люди».

— Он сам очень образованный, энциклопедически развитый человек — доктор богословия, автор церковной музыки, которая исполнялась на специальном концерте в Париже, художник и скульптор,— рассказывает Роин Метревели, академик Национальной академии наук Грузии, бывший ректор Тбилисского государственного университета.— Долгое время он поддерживал традицию: каждый четверг проводил встречи с учеными, где обсуждались все актуальные вопросы науки и воспитания молодежи. В 90-е годы, когда нам всем жилось непросто, он помогал грузинской науке и морально, и материально. А в 2008 году стал учредителем одного из престижных ныне светских вузов — Грузинского университета имени св. Андрея Первозванного, а также светского Университета в Аджарии, Гелатской академии наук. Кроме того, он является почетным доктором Тбилисского госуниверситета и почетным членом Национальной Академии наук.

— Однажды патриарх созвал нас, архиереев, и благословил заниматься иконописанием,— рассказывал журналистам племянник католикоса, владыка Димитрий, знакомый с творческой натурой дяди.— И мы с благословения патриарха начали. У некоторых архиереев, что удивительно, получилось! Я сам несколько икон написал. Потом Святейший снова нас собирает и говорит: надо заниматься музыкой, купите себе инструменты! Тут я подошел и отпросился: «Ваше Святейшество! У меня нет таланта, пожалуйста, освободите от этого послушания». Других не освободил. Некоторые архиереи так и музицируют…

В УСЛОВИЯХ ПОЛИТИЗАЦИИ

— А я, когда думаю о патриархе Илии II, вспоминаю его в день тбилисской трагедии 9 апреля 1989 года, при разгоне оппозиционного митинга у Дома правительства,— поясняет фотограф Юрий Рост, более 30 лет снимающий грузинского католикоса.— В ту ночь патриарх, узнав о планах правительства, вышел на трибуну: я стоял всего в нескольких метрах от него. Он предложил грузинам спрятаться в церкви, за оградой, но те отказались. Тогда он пообещал остаться с ними — и вся площадь начала молиться. Он действительно оставался там до последнего момента, пока его не эвакуировали войска.

В 90-е годы, когда первый президент Грузии Звиад Гамсахурдия покинул страну, патриарх оказался на время единственным официальным лицом, продвигавшим мирные инициативы. Уже в 2007-м этот опыт снова пригодился: католикос посредничал в переговорах между властью и оппозицией. А в 2008-м вышел на площадь к участникам митинга уже новейшей грузинской оппозиции — сразу после того, как посетил открытие первого заседания парламента. По личному ходатайству патриарха освобождались заключенные, в том числе оппозиционеры и лидеры молодежных движений.

— Несомненно, у Илии II были и свои поражения,— считает Анатолий Красиков, директор Центра проблем религии и общества Института Европы РАН.— В 1997 году, например, представители грузинских монастырей потребовали от него выйти из состава Всемирного совета церквей, и он вынужден был подчиниться. А Абхазия, несмотря не все усилия католикоса, так и осталась преимущественно языческим регионом, что подтверждают полевые исследования.

Что самое существенное, Илия II потерял контроль над паствой в Абхазии и Южной Осетии: не помогло даже его решение 2010 года самому стать митрополитом Пицунды и Цхум-Абхазети. Фактически сегодня обе области создали себе непризнанные православные церкви и, не найдя поддержки у РПЦ, управляются самостоятельно. Кроме того, католикос вот уже более 20 лет отбивается от обвинений осетинских журналистов, утверждающих, что в 1990 году он издал националистический приказ «убийцу каждого грузина, несмотря на вину или невиновность жертвы (убитого), объявить врагом грузинского народа». Даже предыдущему российскому патриарху Алексию II приходилось вступаться за коллегу, объясняя недоразумение неправильным переводом речи Илии II. Свои претензии есть у армянской диаспоры, приписывающей, несмотря на официальные опровержения Грузинской церкви, католикосу заявление, что Нагорный Карабах «был и останется в составе Азербайджана».

— В своей националистической риторике патриарха активно использовало правительство Михаила Саакашвили,— считает Николай Митрохин.— И тот играл роль свадебного генерала. Нужно учесть, что грузинское православие еще больше, чем русское, тяготеет к статусу державной религии и православными себя здесь часто называют по политическим соображениям. Это наложило свой отпечаток на восприятие образа католикоса.

Ответом Илии II на нападки и критику, как всегда, стало обращение к пастве. Так, например, патриарх, перенесший операцию на сердце, решил поднять Грузию в списке читающих стран: по воскресеньям в построенном им Троицком соборе он дает пастве задание — прочесть какую-нибудь конкретную книгу. А по четвергам обсуждает с ней усвоенное содержание.

— Он очень открытый человек: если у него есть время и силы, он готов принять любого гостя,— считает Юрий Рост.— И он умеет устраивать застолья, с хорошим вином, хорошими тостами. Любит не просто дарить подарки, а одаривать.

Двоюродная сестра католикоса Нелли Шиолашвили вспоминала, что в детстве будущий Илия II «всегда замечал, что на нас, девочках, надето», чтобы при случае сделать комплимент или подарить что-нибудь. Когда он как-то раз приехал из семинарии на каникулы, то привез с собой фотоаппарат. Ходил по деревне и всех снимал: пленка уже закончилась, а он все еще щелкал. Получится фото или нет — неважно, главное — не расстроить людей. Сейчас тоже никто не знает, получится у католикоса в очередной раз стать буфером между грузинскими политическими оппонентами или нет, но от обязанностей он не отказывается.

Ольга РОЗМАХОВА
«Огонёк», 14.01.2013