Полеты в Тбилиси распишут по нотам
// Россия и Грузия пока не определились с числом рейсов
Очередной раунд переговоров российских и грузинских авиавластей, которому предшествовал скандал, связанный с введением между двумя странами режима «открытого неба», закончился провалом. Стороны так и не достигли компромисса по поводу наиболее приемлемого количества полетов на маршруте между Москвой и Тбилиси. Теперь до конца января перевозчики двух стран будут выполнять по 18 рейсов в неделю. Но России и Грузии еще предстоит обменяться нотами, которые определят дальнейший режим работы российских и грузинских перевозчиков.
Вчера в Тбилиси завершились двухдневные переговоры дипломатов и представителей авиавластей России и Грузии. Основной темой их встречи была частота рейсов авиакомпаний двух стран по маршруту Москва–Тбилиси. Введенный осенью режим «открытого неба» вызывал диспропорцию в количестве рейсов: от Грузии ежедневные рейсы выполняла только Georgian Airways, от России — «Аэрофлот», «Сибирь» (по 7 рейсов ежедневно) с дальнейшей возможностью выхода на маршрут неограниченного числа российских перевозчиков. Это спровоцировало скандал и двухдневную приостановку полетов (см. «Онлайн» от 12 декабря 2014 года). В итоге в рамках консультаций 24-25 декабря удалось договориться о том, что частота полетов для обеих стран составит 36 рейсов в неделю. Помимо «Аэрофлота» и «Сибири», 4 регулярных частоты получила «Трансаэро». В подписанном тогда документе было сказано, что «авиакомпании уже продали соответствующее число билетов», срок действия договоренности истекает 31 января.
По данным «Ъ», в ходе нынешнего раунда переговоров Россия настаивала на увеличении частоты до 23 раз в неделю для российских авиакомпаний. Но грузинская сторона не согласна с этим. По мнению гендиректора Georgian Airwyas Иэсе Зауташвили, «российские авиакомпании хотят войти на рынок по демпинговым ценам и летать не только в Москву, но транзитом в Европу и Азию». «Зачем такая частота полетов на московском направлении, если количество пассажиров, перевезенных всеми рейсами в день, сейчас не превышает 137 из Тбилиси в Москву и 168 из Москвы в Тбилиси?» — отмечает Иэсе Зауташвили. В итоге каждая сторона сохранила свою позицию, поэтому до 31 января российские и грузинские авиакомпании продолжат выполнять по 18 рейсов в неделю на московском направлении. Но до конца недели стороны рассчитывают обговорить долгосрочный порядок, обменявшись нотами. По словам источников «Ъ», если стороны не договорятся, то временно продолжит действовать нынешний режим. В российском Минтрансе от комментариев отказались.
В ходе переговоров также обсуждалась возможность разрешения на полеты Georgian Airways в другие российские города: Сочи, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург. Но Россия в этом случае настаивала на «неограниченном количестве полетов из российских регионов, а также из Москвы», утверждают источники «Ъ». Но «для нас это категорически неприемлемо: при наличии большой частоты, российские авиакомпании легко наберут «стыковочных» пассажиров в российских городах, а затем отправят их в Грузию, у нас такой возможности не будет»,— считает руководитель Georgian Airways. Он уточнил, что грузинская сторона настаивала на региональной частоте «хотя бы 14 в неделю» для каждой стороны. Но источник «Ъ» в Минэкономики Грузии отметил, что приоритетом все же остается «увеличение числа туристов из России». Впрочем, исходя из текущего сокращения пассажиропотока, в том числе, на маршрутах между Россией и СНГ, запросы обеих сторон выглядят избыточными, считает главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий. Дальнейший переговорный процесс следует выстраивать с учетом реальных предпосылок улучшений конъюнктуры в отрасли.
Георгий ДВАЛИ, Елизавета КУЗНЕЦОВА
«Коммерсантъ», 27.01.2015