Осетия Квайса



Кавказское сальдо

mn-// Северный Кавказ обходится российскому бюджету все дороже и дороже

Недавно правительство Чеченской Республики запросило у федерального центра 498,2 миллиарда рублей «на развитие». А президент Дагестана заявил, что региону требуется на те же цели минимум 4 триллиона.

БУХГАЛТЕРСКИЙ ТРИЛЛЕР

Озвученные цифры вызвали всплеск возмущения в интернете и санкционированный митинг русских националистов в Москве на Чистых прудах. Впрочем, весьма немноголюдный. Вообще разговоры на тему «сколько можно кормить Кавказ» ведутся не первый год. У россиян постарше они вызывают в памяти кухонные беседы советской поры о том, что мы кормим Вьетнам и Анголу. Те и другие суждения вполне справедливы. Россия, щедрая душа, всегда готова была оторвать от Костромы, Твери и Калуги последнее (от Москвы гораздо реже), чтобы помочь далеким братьям.

Правда, в случае с Северным Кавказом – не очень далеким и вообще-то нашим согражданам. Но братская помощь им отсылается год за годом. Не пора ли уже родственникам встать на ноги и зарабатывать на хлеб самостоятельно? Почему-то они не торопятся это делать. Наоборот, братские потребности все время растут.

На недавней коллегии Счетной палаты РФ отмечалось, что по таким главным показателям, как производительность труда, уровень развития реального сектора экономики и бюджетная обеспеченность, северокавказские республики сильно отстают от средней полосы. Там, кстати, показатели тоже не блестящие. Зато по объему дотаций из федерального бюджета Кавказ значительно превосходит российские области Центрального федерального округа. Вот выборка из соответствующей таблицы. В первом столбце – миллиардные или миллионные (в зависимости от субъекта РФ) суммы дотаций за прошлый год, во втором – сумма, приходящаяся на каждого жителя того или иного дотационного региона.

Причем дотации из бюджета – далеко не единственный источник, из которого на кавказские камни сыплется звонкая монета. Есть еще льготные кредиты, есть целевое финансирование в рамках федеральных программ, есть частные инвестиции. Все вместе посчитать не так-то просто.

Вот сколько, например, денег вложено в Чечню? По официальной справке МИДа РФ за период с 2000 по 2003 год на восстановление социально-экономической сферы ЧР потрачено 63 млрд рублей, в 2004-м – еще 37 млрд. Потом финансовый поток стал обильнее. По заявлению Рамзана Кадырова, сделанному им в ходе онлайн-конференции в январе 2008 года, за два предыдущих года – то есть за 2006-й и 2007-й – в экономику республики было вложено более 100 млрд рублей. После этого Владимир Путин сообщил, что в развитие Чечни в 2008-2011 гг. будет вложено еще 120 млрд, и слово свое премьер держит. А теперь вот чеченские братья попросили у российского правительства еще почти 500 миллиардов.

Дагестан с его почти трехмиллионным населением проявляет еще более завидный аппетит. Как видим, только прямых дотаций туда ежегодно направляется около 30 миллиардов рублей. Это необходимо, чтобы в республике хоть как-то работали госучреждения, школы и больницы, а служащие, учителя и врачи получали какую-то зарплату. Поскольку своих денег Дагестану на все это почему-то катастрофически не хватает.

А рядом просит кушать маленькая, да удаленькая Ингушетия: на 506 тысяч ее жителей приходится более 6,6 млрд рублей дотаций в год. На каждого ингуша федеральный бюджет тратит почти в пять раз больше, чем на жителя Владимирской области. При этом, если сравнить средний по размерам дом под Владимиром и тот же средний особняк из красного кирпича в окрестностях ингушского Магаса – в два этажа, с железными воротами и гаражом на пару машин, – то разночтений в том, где у нас депрессивный регион, а где, как говорил товарищ Саахов, «и кузница, и житница, и здравница», не возникнет.

Как это у нас получается?

НОГИ РАСТУТ ИЗ МОСКВЫ

Россияне любят придумывать про свою страну всякие ужасы. Как будто их мало в реальной жизни. Вот с тем же Кавказом: много раз приходилось слышать воспаленные рассуждения о том, будто Россия платит горным республикам дань. Как платила когда-то монголам. На самом деле все проще: наши русские начальники, сидящие на кавказском направлении, с большим удовольствием делят казенные деньги вместе с кавказскими начальниками. Огромные трансферты, направляемые на восстановление разрушенных чеченских городов, сел и заводов, сильно прибавляют «порше-кайенов» в столице нашей родины и особняков на Лазурном Берегу. За рулем тех автомобилей и на террасах с видом на Сен-Тропе сидят обычно не горячие южные парни, а уверенные в себе блондинки и упитанные мажоры славянской внешности.

Не секрет, что воровать деньги на Кавказе гораздо удобнее, чем во Владимирской области. Другой масштаб – более решительные подельники. Кроме того, у московского казнокрада всегда есть возможность многозначительно закатить глаза: дескать, там же дети гор… Что с них взять и что мы можем поделать? Или наоборот: неужели великая Россия не поможет своим братьям, оказавшимся в беде?

Такая «разводка на патриотизм» очень ярко проявилась в истории со строительством самого высокогорного в мире газопровода из России в Южную Осетию. Эту трубу, утыкающуюся в 30-тысячный Цхинвал и больше никуда не ведущую, навешивали над головокружительными пропастями; в скалах для нее прорубали специальные туннели. Стройка века обошлась федеральному бюджету в 18 миллиардов рублей. За такие деньги можно было бы полностью газифицировать несколько российских областей с населением 2-3 миллиона человек.

Даже если помощь южным осетинам оправдана с точки зрения большой политики (например, чтобы еще раз сделать обидно нехорошему человеку Саакашвили), то с позиций экономики и простого здравого смысла раз в 50 дешевле было бы наладить поставки в Цхинвал сжиженного газа на автомашинах, а не тянуть трубу через пять перевалов и десяток ущелий.

Но это пресно, неавантажно. И почти никаких возможностей для освоения бюджета.

Эксперты отмечают, что на Кавказе гораздо большая, чем в среднем по России, часть экономики находится в тени. Вот с теми же особняками: хозяин свежеотстроенного добротного осетинского или ингушского дома, скорее всего, числится безработным, ни копейки не платит в бюджет, а сам неплохо зарабатывает, наклеивая акцизные марки на паленую водку или перебивая номера на угнанных в средней полосе машинах. А то и просто трудится милиционером и собирает дань с двух первых сограждан.

Конечно, такая жизнь достала и многих местных жителей. Им тоже хочется порядка и нормальных, цивилизованных правил игры. Но, поскольку ни своя власть, ни московская наводить порядок не спешит и занята в основном распилом федеральной помощи, в регионе усиливаются позиции ваххабитов, борцов за чистую веру, растет неприязнь к «этим русским», от которых «все зло».

НЕУМЕСТНЫЕ НАМЕСТНИКИ

Надо сказать, что в первой половине нулевых федеральное правительство сделало попытку взять ситуацию под уздцы: премьер-министром Чеченской Республики был назначен решительный и жесткий Михаил Бабич, в прошлом офицер-десантник, принимавший участие в первой контртеррористической операции на территории республики. Задачей Бабича было обеспечить контроль за финансовыми потоками, направляемыми на восстановление Чечни. Однако премьер-десантник не сработался с президентом Ахматом Кадыровым. После этого Бабич, уже как депутат Госдумы, настойчиво проводил идею, что в республике на ближайшие десять-пятнадцать лет нужен генерал-губернатор из центра, сильный и неподкупный администратор. Но его не послушали.

Затем пришла очередь Дмитрия Козака. Получив назначение на должность полномочного представителя президента в Южном федеральном округе, Козак принялся вникать в местную специфику – и пришел в ужас. Он подготовил на имя Путина (тогда президента) большой доклад, отрывки из которого просочились в печать и наделали много шума. Козак писал, что в регионе процветают клановость и тотальная коррупция, доверие к органам власти близко к нулю. Он предложил систему конкретных мер по выправлению ситуации. Все стали ждать, чем кончится дело. Кончилось тем, что Козака перевели в восьмые вице-премьеры курировать Сочинскую Олимпиаду.

Создание Северо-Кавказского федерального округа и назначение на должность полпреда опытного бизнес-администратора Александра Хлопонина породило новые надежды. Хлопонин выдвинул несколько интересных, хотя и спорных инициатив. Например, он предлагает реализовать в отдельно взятом регионе программу «Доступное жилье» посредством раздачи молодым семьям ипотечных кредитов под пять процентов годовых. Для этого опять надо залезть в федеральный бюджет, но зато многие тысячи кавказских мужчин смогут вполне легально заняться обустройством семейного гнезда и меньше станут слушать ваххабитов.

Еще одна идея Хлопонина – переселять всех желающих из горных районов Кавказа с избыточным населением и высоким уровнем безработицы в более просторные российские регионы – вызвала противоречивые оценки. В том числе потому, что среди переселенцев сразу же отыскалось немало ушлых граждан, настроенных получить подъемные, покрутиться пару месяцев на новом месте и вернуться домой. Но это вряд ли «горная» специфика. Скорее общероссийская.

Сегодня вполне очевидно: кавказская проблема вряд ли поддается решению без решения вопроса с московскими кураторами. Если в федеральных министерствах и ведомствах будут меньше думать об откатах и распилах, а больше о деле, то «кавказская прорва» быстро начнет уменьшаться в размерах.

Но, кажется, это уже будет другая страна.

Виктор ШАЦКИХ,
газета «Мир новостей», 3.05.2011