Осетия Квайса



«Институты должны заменить понятия»

KMO_120232_01469_1_t206// Эксперты предлагают решения проблем Северного Кавказа

Справиться с «этнокультурной замкнутостью» национальных республик, о которых вчера заявил на Ярославском форуме президент Медведев, невозможно без политической воли и внедрения современных институтов. Об этом вчера заявили участники круглого стола в Институте современного развития (ИНСОР), где был презентован доклад о состоянии Северного Кавказа. Эксперты предлагают отказаться от «традиционализма» как основы социальной стабильности в регионе.

Одной из самых чувствительных тем, которые были затронуты на форуме в Ярославле, оказались межнациональные отношения в России. Вчера Дмитрий Медведев заявил о том, что миграционные потоки, в том числе убыль русского населения с Кавказа, приводят к «этнической, этнокультурной замкнутости одних регионов» и трениям на национальной почве в других. А в первый день работы форума постпред РФ при НАТО и лидер движения «Родина — Конгресс русских общин» Дмитрий Рогозин заявил, что есть только два пути: «Либо периферия подчинит центр и варваризирует его, либо центр модернизирует периферию».

Однако «политические процессы на Северном Кавказе по многим своим особенностям представляют собой крайние и нередко запущенные формы» таких же процессов в других регионах РФ, говорится в докладе «Современная эволюция политической системы на Северном Кавказе и перспективы модернизационных процессов», который был представлен вчера на круглом столе в ИНСОР. Сейчас, как констатировал президент Центра политических технологий Игорь Бунин, на Северном Кавказе «традиционализм» населения «поощряется местными элитами». В итоге в регионе происходит «реисламизация», «реаграризация» и «ретрадиционализация», говорит директор по общественно-политическим проблемам ИНСОР Борис Макаренко.

Архаичные формы отношений действуют и при организации власти. Хотя в Дагестане, Карачаево-Черкесии и Северной Осетии существует некоторая политическая конкуренция, она «завязана на клановые и этнические противоречия», говорит руководитель исследования Ростислав Туровский. В основе системы лежат «отношения личной лояльности, клановость, этничность». Модернизации не способствуют и другие факторы: «авторитаризм» региональных элит, слабость местного самоуправления и местных экономик. Так, в среднем и малом бизнесе в регионе занята малая часть населения: 6,4% — в Чечне, 8,6% — в Ингушетии, 13,3% — в Дагестане, 16,5% — в Кабардино-Балкарии, 19,1% — в Северной Осетии и 19,4% — в Карачаево-Черкесии.

Одновременно республики стремятся к «неформальной автономии» от центра — региональные власти лоббируют свои интересы напрямую в Москве и при этом стремятся контролировать местные подразделения федеральных органов власти, например МВД или суды. Однако, как отмечает Ростислав Туровский, финансовая зависимость регионов от центра остается очень высокой. В результате «центр выделяет средства, но автономия дележа этих средств остается высокой».

Пока политика Москвы, констатируют эксперты, стимулировала не модернизацию, а «обратные процессы — исходя из задачи обеспечения лояльности местного общества и его элиты, а не переустройства существующих там порядков». «Именно отсутствие модернизации и ставка властей на традиционный ислам влекут за собой усиление социальных проблем региона»,— говорится в докладе. Ошибочным было и «поощрять традиционализм как иллюзорную основу социальной стабильности». Чтобы исправить ситуацию, должны полноценно работать региональные счетные палаты, МВД, судебная система, законодательные органы и местное самоуправление, резюмируют авторы доклада. Власти же должны сделать так, чтобы на Кавказе «институты заменяли понятия», говорит Борис Макаренко.

Максим ИВАНОВ,
«Коммерсантъ», 09.09.2011