Грузия не принимает «Аэрофлот»
// Georgian Airways обвинила конкурента
Возобновление регулярного авиасообщения России с Грузией, прерванного шесть лет назад, обернулось скандалом. Крупнейший грузинский перевозчик Georgian Airways обвинил «Аэрофлот» в демпинге на маршруте Москва–Тбилиси и настаивает на вмешательстве регуляторов.
Вопросы могут возникнуть и к «Трансаэро», которая уже начала продажи билетов на маршруте, не получив разрешения грузинской стороны. В «Аэрофлоте» уверяют, что конфликт исчерпан, но в Грузии этого не подтверждают. По данным источников «Ъ», в результате есть угроза сокращения полетов российского перевозчика уже в ближайшие дни.
Крупнейший грузинский перевозчик Georgian Airways обвинил «Аэрофлот» в искусственном занижении цен на авиабилеты между Москвой и Тбилиси, сообщил вчера «Интерфакс» со ссылкой на гендиректора компании Иясе Зауташвили. По данным «Ъ», цена на рейс грузинского перевозчика составляла в последние дни около 14,5 тыс. руб., у «Аэрофлота» — примерно 9 тыс. руб. Топ-менеджер подчеркнул, что в результате действий «Аэрофлота» с 10 ноября загрузка на рейсах грузинского перевозчика сократилась на 60-70%.
Регулярное прямое авиасообщение между Россией и Грузией было отменено в 2006 году после обострения двухсторонних отношений. В 2008 году полеты были восстановлены на некоторое время, а потом вновь прерваны из-за конфликта в Южной Осетии. В 2010 году «Сибирь» (бренд S7), «Уральские авиалинии» и Georgian Airways возобновили чартерные рейсы. О начале регулярного сообщения стало известно в середине сентября, а уже 26 октября «Аэрофлот» совершил первый полет из Москвы в Тбилиси.
Georgian Airways требует, чтобы местные авиавласти поставили всех перевозчиков, включая иностранных, «в равные условия»: семь частот в неделю для грузинской компании и столько же для всех российских перевозчиков вместе взятых. Дело в том, что в октябрьском протоколе межведомственной комиссии по допуску авиакомпаний на международные линии говорится, что только «Аэрофлоту» может быть увеличено количество частот с нынешних 7 до 14. Red Wings, «Когалымавиа», «Якутии», «Ямалу» и «Северному ветру» российские власти разрешили летать до семи раз в неделю каждой.
В Росавиации пояснили, что, в соответствии с последними договоренностями, на линии Москва–Тбилиси больше нет ограничений по числу назначенных перевозчиков с обеих сторон. В частности, с 21 декабря четыре раза в неделю в Тбилиси планирует летать «Трансаэро». Она еще не получила разрешение на регулярные полеты грузинских властей, но уже открыла продажи билетов, говорил на прошлой неделе «Интерфаксу» глава Агентства гражданской авиации Грузии Гурам Джалагония. Вчера в «Трансаэро» не ответили на запрос «Ъ». Но на прошлой неделе грузинские СМИ сообщили со ссылкой на авиакомпанию, что ее «право на выполнение полетов оформляется в установленном порядке». Пока же «Трансаэро» руководствуется нотой российского МИДа, по которой она «назначена регулярным перевозчиком на основании соглашения между двумя странами». Уже получены слоты в аэропорту Тбилиси.
Глава аналитической службы «Авиапорт» Олег Пантелеев отмечает, что ряд государств, чьи доходы в значительной степени формируются туристическим потоком, нередко дают преференции иностранным перевозчикам, подчас пренебрегая при этом интересами национальных авиакомпаний. «Сегодня в Грузии иностранные авиаперевозчики получают неограниченный доступ к полетам, и в этой ситуации остается непонятным, какая ниша остается у местных компаний»,— соглашается господин Зауташвили, обещая немедленно принять меры. По данным источника «Ъ», близкого к ситуации, разрешение «Аэрофлота» на ежедневные рейсы в Тбилиси действует до 25 ноября, и Georgian Airwyas может потребовать сокращения их числа до минимума — трижды в неделю на чартерной основе,— сделав получение разрешений для других российских компаний «проблематичным». В «Аэрофлоте» «Ъ» заверили, что еще в понедельник подписали с Georgian Airwyas протокол, в котором «согласованы все условия ценообразования». Но источник «Ъ», близкий к Georgian Airwyas, не подтвердил вчера информацию о том, что протокол уже подписан, отметив, что переговоры сторон продолжаются.
Елизавета КУЗНЕЦОВА, Георгий ДВАЛИ
«Коммерсантъ», 25.11.2014