Грузии запретили дипотношения с Россией
// Парламент страны определил приоритеты внешней политики
В Грузии впервые за полгода противостояния между президентом Михаилом Саакашвили и премьером Бидзиной Иванишвили оппоненты пришли к согласию по важному вопросу. Парламент Грузии единогласно принял резолюцию «Об основных направлениях внешней политики», в которой подтвердил преемственность курса по вступлению в НАТО и ЕС. Более того, в документ включен пункт, по сути, исключающий восстановление дипотношений Грузии с Россией: это может поставить крест на скорой нормализации ситуации между Москвой и Тбилиси. Впрочем, эксперты не склонны переоценивать резолюцию.
Голосование по резолюции «Об основных направлениях внешней политики» прошло в конце минувшей недели. Документ поддержали все 96 присутствовавших членов парламента, проявив тем самым единодушие, прежде не свойственное депутатам от премьерской коалиции «Грузинская мечта» и президентского «Единого национального движения» (ЕНД).
Главными задачами внешней политики Грузии объявляются «создание гарантий ее безопасности; защита независимости, суверенитета; деоккупация территорий и восстановление территориальной целостности в международно-признанных границах». Вступление в НАТО и ЕС — по-прежнему «основные приоритеты». Согласно резолюции, Грузия будет вести переговоры с НАТО и ЕС «о модальности и сроках» полноправного членства. Пока же она намерена «продолжить участие в международных миротворческих, полицейских и гражданских операциях». «Имеется в виду наше дальнейшее участие в операции НАТО в Афганистане после 2014 года»,— пояснил «Ъ» один из лидеров президентской партии ЕНД Нугзар Циклаури.
США в резолюции названы «стратегическим союзником», с которым Грузия «будет развивать отношения, согласно условиям, определенным Хартией стратегического партнерства», подписанной в 2008 году. В том числе «в сфере обороны и безопасности — для усиления оборонных возможностей Грузии и подготовки к вступлению в НАТО».
Из 19 пунктов документа Россия прямо или косвенно упоминается лишь в трех. Так, Тбилиси будет вести диалог с Москвой с целью «урегулирования конфликта, установления добрососедских отношений и их развития». Предполагается, что процесс будет идти в рамках «международных механизмов в Женеве и в двустороннем формате». Вместо предложенного соратниками премьера тезиса о том, что Тбилиси «не будет пытаться стать причиной противоречий между США, ЕС и РФ», в окончательном варианте появилась запись: «Грузия будет способствовать сближению позиций США, ЕС и России на Южном Кавказе в соответствии с государственными интересами страны и принципами Хельсинкского соглашения».
Но главное — резолюция, по сути, запрещает восстанавливать дипотношения с РФ. «У Грузии не может быть дипотношений с государствами, которые признают независимость Абхазии и Цхинвальского региона/Южной Осетии»,— говорится в документе. Этот же пункт исключает возможность вступления Грузии «в военно-политические или таможенные союзы» с такими государствами. Депутаты не скрывают, что речь идет о СНГ, ОДКБ, Евразийском и Таможенном союзах. «Мы предложили коллегам прямо перечислить эти организации, создаваемые под доминирующим влиянием России, но после дискуссии согласились с общей формулировкой, не меняющей суть»,— пояснил «Ъ» депутат от ЕНД Давид Дарчиашвили.
После принятия резолюции удовлетворение демонстрировали обе стороны. «От имени меньшинства хочу выразить удовлетворение в связи с документом, за который мы все проголосовали»,— заявил вице-спикер от ЕНД Георгий Барамидзе, признав, что документ — «результат взаимных уступок и компромиссов». «Это очень важное и положительное явление в политической жизни Грузии, поскольку парламентское меньшинство и большинство сумели договориться об одном документе»,— поддержала его глава МИДа Майя Панджикидзе.
Ряд экспертов сочли, что принятая резолюция ставит крест на перспективах урегулирования российско-грузинских отношений, которое Бидзина Иванишвили провозгласил одним из своих приоритетов. Однако в правящей коалиции советуют не придавать документу слишком большого значения. «Это ни в коей мере не помешает развитию культурных и экономических связей с РФ, как и налаживанию диалога в целом»,— заверил «Ъ» член парламента от «Грузинской мечты», бывший посол при ОБСЕ Виктор Долидзе. К тому же, по его мнению, «в нынешних политических и военных условиях восстанавливать дипотношения с РФ невозможно».
Независимые эксперты и вовсе советуют не воспринимать всерьез документ, принятый парламентом. «Я много таких бумажек держал в руках за последние 20 лет,— заявил «Ъ» ректор Дипломатической академии Иосиф Цинцадзе.— Ближайшие месяцы покажут, стоит ли эта декларация больше той бумаги, на которой она написана».
Между тем оппозиция не собирается останавливаться на достигнутом. В окружении Михаила Саакашвили прекрасно осознают, что резолюция силу закона не имеет. «Мы требовали и по-прежнему требуем зафиксировать неизменность внешнеполитического курса в конституции. Но на этот раз довольствовались и резолюцией»,— пояснил «Ъ» Давид Дарчиашвили, дав понять, что президентское движение продолжит борьбу за закрепление в основном законе курса на евроинтеграцию Грузии.
Георгий ДВАЛИ, Александр РЕУТОВ
«Коммерсантъ», 11.03,2013
Цена вопроса
Наблюдая за действиями премьера Иванишвили, в Москве, возможно, предвкушали скорый поворот внешнеполитического вектора Грузии. Иллюзорное ощущение того, что в двусторонних отношениях вот-вот наступит долгожданная весна, укрепляло решение «Роспотребнадзора» допустить ряд производителей грузинского вина и минеральной воды на российский рынок. И вот резолюция грузинского парламента «Об основных направлениях внешней политики» эту иллюзию похоронила.
В год десятилетия «революции роз» непримиримые противники подтвердили приоритет евроатлантической интеграции Грузии и необходимость борьбы за возвращение «оккупированных» Абхазии и Южной Осетии. Кроме того, резолюция не одобряет участия Тбилиси в интеграционных проектах под эгидой Москвы.
Но ничего сенсационного не произошло. Ведь за годы независимости грузинская политическая элита пришла к консенсусу относительно сепаратистских анклавов — они должны быть интегрированы. Другое дело — каким образом. По этому вопросу всегда шли дебаты. Если при раннем Саакашвили в моде была милитаристская риторика, то после августа 2008 года сторонников войны поубавилось. Однако даже сейчас сути это не меняет. Тбилиси не поступается принципами, но готов к техническим компромиссам. Ведь уж слишком антироссийский крен был взят при президенте Саакашвили.
Исправляя этот крен, правительство уже внесло в парламент законопроект, предусматривающий незначительное смягчение закона «Об оккупированных территориях» в плане въезда в Грузию иностранных граждан через Абхазию или Южную Осетию. Компромиссом можно считать и то, что, в отличие от концепции национальной безопасности, принятой парламентом Грузии в декабре 2011 года, в новой концепции России уже не отводится роль «главной угрозы».
Москва же дружественность того или иного режима в СНГ по-прежнему измеряет его участием в интеграционных объединениях с российским участием. Однако геополитическое влияние состоит из массы компонентов. В плане военного, и в широком смысле, гуманитарного влияния Грузия дрейфует в сторону Запада. И это неоспоримый факт. Зато в плоскости социально-экономических связей все сложнее: притяжение России все еще работает. Многие в Грузии понимают, что продолжать бросать вызов географии нет смысла. Торгово-экономические отношения с Москвой — это не столько геополитика, сколько отношения с российским бизнесом, с отдельными субъектами федерации, с крупными финансово-промышленными игроками. Они дают больше реальных возможностей для качественного развития, нежели таят опасность потерять суверенитет.
Александр КАРАВАЕВ,
замгендиректора Центра изучения постсоветского пространства МГУ