Осетия Квайса



Четыре триллиона на сундук мертвеца

logo_mn// Инвестиционная стратегия умиротворения Кавказа
вступила в противоречие с силовой

Минрегион внес в правительство проект программы развития Северного Кавказа до 2025 года. Ее общая стоимость с точки зрения Минрегиона должна составить около 4 трлн рублей. В российской кавказской политике обозначена главная идея: залить Кавказ деньгами. Но эта идея противоречит ежедневным ужасам северокавказской реальности и растущему негодованию большинства российских налогоплательщиков.

Россия тратит на Кавказ 179 млрд руб в год. Если уровень затрат останется прежним, федеральный бюджет должен будет выделить Кавказу до 2025 года 2,5 трлн рублей, на 1,4 трлн меньше, чем сумма в проекте новой программы. Правда, доля федерального бюджета в финансировании этой программы — 2,7 трлн, недостающие средства будут добираться, в том числе за счет инвесторов. Но Минфин и Минэкономразвития все равно не готовы согласовать такие расходы, и Минрегион надеется на «политическое решение».

Главная проблема не в согласовании цифр, а в самой стратегии, обозначенной Дмитрием Медведевым. В 2008 году он начал назначать на Кавказе новых президентов, в 2010-м создал Северо-Кавказский федеральный округ с полпредом, которому даны расширенные полномочия, и поддержал проект создания туристического кластера, который превратит стреляющий, ворующий и экономически депрессивный Кавказ в уютный аналог европейских Альп.

Туристический проект «толстеет»: если правительство окончательно согласится добавить к пяти уже утвержденным проектам горнолыжных зон еще и пляжные отели в Дагестане и сеть геотермальных и бальнеологических курортов, то сумма под чертой удвоится и составит около триллиона рублей. Правда, доля прямого госучастия в туристическом проекте должна быть менее 15% — остальное деньги инвесторов.

За госпрограммой развития Кавказа и за идеей туристического кластера угадывается надежда решить кавказскую проблему с помощью бизнес-плана. Качество этого бизнес-плана, цифровые параметры и практические методы обуздания коррупционного использования любых выделяемых на Кавказ средств – отдельный вопрос. Но сама идея выглядит адекватной. Особенно после полутора десятков лет безуспешных попыток решить кавказскую проблему только силой. Итог этой прежней стратегии — война, пусть и менее интенсивная, без бомбежек городов, но по-прежнему идущая всюду, в том числе в Москве. И сложившийся на Кавказе образ жизни, в котором насилие, в том числе вооруженное, играет ключевую роль. Это не просто фон, который делает невозможной тишину, как известно, нужную для инвесторов. Это альтернативный бизнес-план.

После недавнего доклада членов президентского Совета по развитию институтов гражданского общества факт участия силовых структур в поддержании кавказской нестабильности можно считать официально признанным. Речь не о диффамации простых солдат и офицеров, гибнущих в столкновениях с боевиками, а о системе зарабатывания денег на насилии. Будь то «боевые» за спецмероприятие, придуманное только для того, чтобы их получить, и в итоге умножающее число реальных боевиков. Будь то остальная военная «бухгалтерия», будь то получение боевиками «отступных» с чиновников и бизнесменов. Действующие лица в этой схеме вроде по разные стороны баррикад, но на самом деле заодно: им финансово удобна та ситуация, которая есть на Северном Кавказе, и они не хотят ее менять.

На прошлой неделе в Дагестане прошел Прикаспийский экономический форум, на котором заключались соглашения об инвестициях. Чтобы инвестировать сегодня в Дагестан, надо быть или очень патриотичным дагестанцем, или меценатом, если речь, конечно, не об отмыве денег. Расстрел главы пресс-службы президента Дагестана Гаруна Курбанова на следующее утро после открытия форума – это ответ инвесторам со стороны «закрытого акционерного общества «Кровавая каша Северного Кавказа». Если инвесторы принесут деньги, им придется следить, чтобы эти деньги расходовались по назначению, и они постараются обеспечить порядок. Но порядок не нужен тем, кто отлично чувствует себя в условиях бардака. Этот фактор стоит учитывать в кавказских бизнес-планах, чтобы они не остались обыкновенной маниловщиной.

Следовало бы учитывать и растущую в обществе усталость от Кавказа, переходящую в агрессию. Источником любого повышения кавказских дотаций является карман налогоплательщика. Рано или поздно россияне задумаются о пользе этих дотаций. И власти будут обязаны доходчиво объяснять налогоплательщикам, зачем Кавказу нужны их триллионы, а им — сам Кавказ. Даже если объяснение есть, расходы на его качественную трансляцию еще больше увеличат размеры северокавказских вложений. Это и впрямь может оказаться слишком дорого.

Иван СУХОВ,
«Московские новости», 02.08.2011