Валерий ГЕРГИЕВ завершает год в Европе, а начинает – на Арабском Востоке
Маэстро Валерий ГЕРГИЕВ продолжает творить без устали, даря всему миру новые и новые встречи с прекрасным. Лондон, Киев, Вена, Братислава, Афины, Париж, Барселона, Валенсия, Мадрид, Памплона, Вальядолид – график последних выступлений симфонического оркестра Мариинского театра. И везде – фурор, восторг публики и самые лестные оценки специалистов и музыкальных критиков.
* * *
Валерий Гергиев может быть уподоблен Малеру в двух аспектах своей деятельности — организаторском и творческом. Возглавив старейший в России Мариинский театр оперы и балета, он выступил в роли руководителя и реформатора грандиозного театрального дела. Благодаря его энергии, воле, смелости и целеустремленности театр быстро завоевывал новые рубежи, обновлял репертуар, открывал уникальные таланты, расширял собственное пространство в городе и стал сегодня не только лучшим в России, но и вошел в число самых известных и востребованных оперных театров Европы и мира. Но все организаторские достижения Гергиева не увенчались бы такими успехами, если бы сам он не был выдающимся дирижером, одинаково ярко проявляющим себя в оперных и балетных спектаклях и на концертной площадке. Наверное, поэтому столь убедительны и своеобразны, столь органичны и целостны были его трактовки таких во всем контрастных малеровских симфоний, как Четвертая и Пятая. Театральность мышления проявилась и в самом построении такой двухчастной программы, и в подходе к музыке композитора.
Валерий Гергиев гастролирует в разных странах, выступает с разными оркестрами в концертах и ставит оперные спектакли в различных театрах. Но нет сомнений, что полноты реализации своих замыслов он достигает, когда партнером и послушным инструментом в его руках оказывается собственное его детище. Оркестр Мариинского театра стал таким же героем незабываемого киевского вечера, как и музыка Малера, как великое дирижерское искусство маэстро Гергиева. Впечатлил уже сам огромный его состав. Как слаженный ансамбль со своим характером и окраской звучала каждая оркестровая группа. Полновесность, широта дыхания и теплота тона струнных инструментов оттенялись яркостью и завораживающим блеском медной группы, подвижностью, четкой прорисовкой всех звуковых узоров и сбалансированностью тембров деревянных духовых. Нигде не превышали заданный уровень динамики ударные инструменты, свой неповторимый тембровый нюанс вносили мягкие звуки арфы. К этому нужно прибавить великолепное качество инструментов, на которых играли музыканты.
Татьяна ПОЛИЩУК,
ежедневная всеукраинская газета «День» (Киев)
* * *
Впечатления от концерта — фантастические! Сейчас в оркестре Мариинского театра работают одни из лучших музыкантов. Радует, что Гергиев привлекает талантливую молодежь. Все музыканты блестяще владеют инструментами. Особенно шикарно звучала группа духовых, очень все тембрально выстроено. Как прекрасно на вечере звучал оркестр! А у нас иногда после концертов публика говорит, что в зале была плохая акустика, а вот санкт-петербургским оркестрантам ничего не мешало. Когда хорошие музыканты, то даже в не очень хорошем зале все звучит замечательно. Знаете, я порадовался за Валерия Гергиева. Он сумел собрать прекрасную творческую команду, сам дирижер-виртуоз, а еще великолепный организатор, мастер, которого ценят не только в мире, а в родном государстве люди, любящие культуру и историю (бизнесмены и власть имущие). Мариинский театр — это бренд России, и президент, и премьер РФ не просто помогают Гергиеву как художественному руководителю легендарного театра, но и патронируют коллектив. И это дает чудесный результат — сегодня Мариинка — лучший театр в мире. Очень жаль, что на киевском концерте не было наших первых лиц и политиков-парламентариев — видно, что им классика и академическое искусство не нужны, а потому мы в Украине в таком положении, что культура остается на последнем месте. Так не должно быть! Программа была серьезная, и играть две симфонии Малера за один вечер сложно. Четвертая симфония более доступна для публики, а Пятая — серьезное философского плана произведение, и оно для меломанов. Но где мы все это услышим? Можно лишь поблагодарить господина Гергиева за такой роскошный подарок настоящим ценителям музыки. Очень хорошо, что смогли выкроить «окошко» в своем международном турне и на один день заглянуть в Киев и подарить нам эту программу. Оркестр показал высокий профессиональный уровень. Ко мне подходили студенты НМАУ и спрашивали, а можно ли так, как Валерий Гергиев, дирижировать? (без дирижерской палочки, только пальцами). Он дирижирует в своей особой, а не классической манере. Маэстро так вымуштровал свой коллектив, что все играют прекрасно. Ощущается, насколько оркестр и дирижер чувствуют друг друга. С менее опытными музыкантами можно было бы сбиться, а у Гергиева все виртуозы, и они играют, как единый живой организм. Причем играют очень эмоционально, камерно, нежно, даже фортиссимо… Гергиев — человек очень эмоциональный, он заводит оркестрантов и очаровывает слушателей. Он поднимает всех на вершины музыкальной экспрессии — это чудо!
Иван ГАМКАЛО,
дирижер Национальной оперы Украины
* * *
Достойны удивления как единство дирижера и оркестра, так и смелая идея за три дня исполнить семь симфоний Шостаковича и цикл Мусоргского «Песни и пляски смерти». Уже на первых двух из четырех концертов Гергиев доказал, что оркестр Мариинского театра буквально сросся с этими музыкальными творениями. Во второй части Седьмой симфонии наблюдался динамический спад, без потери напряженности высказывания, ставшего интимным, что под силу только оркестрам высокого класса.
Любица ТОШИЧ,
обозреватель австрийской газеты «Дер Стандарт» (Вена)
Гергиева и его оркестр хорошо знают в Испании, каждый приезд этого коллектива становится праздником для испанских любителей музыки, поэтому залы на его концертах всегда заполнены до отказа
Альфонсо АЙХОН,
президент крупнейшего испанского музыкального агентства «Ибермузика» (Мадрид)
* * *
Валерий ГЕРГИЕВ ощущает связь с Францией
Валерий Гергиев становится все больше похож на парижанина. В концертном зале «Плейель» его оркестр играет симфонии Малера. Мариинский театр, директором которого и является Гергиев, выступает сопродюсером музыкальной комедии «Моя прекрасная леди».
Le Figaro: Вы – одна из ключевых фигур года Россия-Франция. Повлияло ли это событие на ваш художественный выбор?
Валерий ГЕРГИЕВ: Я интересовался Францией и без давления со стороны каких бы то ни было правительств. 15 лет назад ваша страна стала одной из первых, куда с гастролями приехал Мариинский театр. Тем не менее, такая культурная программа хороша тем, что позволяет сконцентрироваться на определенных проектах и наладить связи. Кроме того, у Мариинского театра существуют прочные контакты с Францией: я горжусь тем, что руководил постановкой «Дон Кихота» Массне и «Троянцев» Берлиоза с российскими исполнителями. Наш оркестр уже хорошо знаком с французским стилем: Эса-Пекка Салонен (Esa-Pekka Salonen) дирижировал постановкой «Ромео и Джульетты» Берлиоза, и это было воодушевляюще. У нас состоялось немало встреч с французскими артистами: у меня до сих пор мурашки идут по коже, когда я вспоминаю о нашей постановке «Лючии де Ламмермур», где пела Натали Дессей (Natalie Dessay).
- Если вы играете французскую музыку в России, то играете ли российскую музыку во Франции?
- Это всегда было одной из наших основных задач. Одним из кульминационных моментов сезона было исполнение симфоний Чайковского в концертном зале «Плейель». Концерты транслировались в прямом эфире по телеканалу Mezzo, а затем по France 2, и впоследствии были повторно показаны по обоим каналам.
- Однако в этом году вы исполняете Малера…
- Здесь, конечно, нет ничего французского, но Франция остается тесно связанной с этим проектом, так как в этом сезоне мы представляем все его симфонии в зале «Плейель», как и в нью-йоркском «Карнеги-холле». Мой оркестр все больше приобщается к стилю Малера, чего удается добиться в первую очередь работой над звучанием струнных инструментов. То, что мы играем симфонии Малера за небольшое число концертов и в довольно сжатые сроки, позволяет в полной мере оценить все контрасты: невозможно сыграть первую как шестую, четвертую как пятую. Для нас это вызов.
- Некоторые исполнители ограничиваются 50 концертами в год, тогда как вы дирижируете 50 в месяц…
- Тем немее, я принимаю очень мало приглашений. Я и вправду хотел бы замедлить свой ритм, но Мариинский театр – это 460 представлений в год в Санкт-Петербурге, 20 – в Москве, 30 – в российской провинции, и это не считая заграничных турне… У нас есть собственная марка звукозаписи, концертный зал с волшебной акустикой, и мы открываем второй оперный зал. И это в городе с 5 миллионами жителей! И это не говоря уже о нашей работе с молодежью: нигде не слушают столько классической музыки, как в петербургском и московском университетах. Владимир Путин изначально был убежден в важности этого культурного проекта. О нем нужно заботиться семь дней в неделю, и на отдых времени нет. Но я готов к этому: я вырос, веря в то, что для того, чтобы выжить, нужно упорно работать.
Кристиан МЕРЛЕН,
газета «Le Figaro», Франция
Так творческий год для Валерия ГЕРГИЕВА завершается. А вот так 2011 год для него начнется.
* * *
Международный оркестр мира ЮНЕСКО под управлением Валерия Гергиева выступит 4 января 2011г. в отеле Emirates Palace на открытии Фестиваля Абу-Даби (Abu Dhabi Festival), одного из центральных событий в культурной жизни Объединенных Арабских Эмиратов. Это будет первый концерт оркестра в странах арабского мира.
Маэстро Валерий Гергиев, прославленный дирижер Международного оркестра мира, с энтузиазмом отзывается о предстоящем выступлении: «Я рад принять приглашение Фестиваля Абу-Даби и приехать в сопровождении уникального Всемирного оркестра мира, чтобы дать первое выступление в арабской стране. Мы хотим, чтобы этот новогодний концерт стал настоящим праздником музыки и помог преодолеть границы, разделяющие страны и народы, а также объединил нас и наших слушателей в едином порыве признания, понимания и гармонии».
На Фестивале Абу-Даби музыканты высочайшего уровня из 30 стран мира под руководством Валерия Гергиева исполнят известные классические произведения, включая увертюру к опере «Вильгельм Телль» Россини, Первую симфонию Прокофьева и Пятую симфонию Чайковского.
Фестиваль проводится с 2004 г. Фондом музыки и искусства Абу-Даби, цель которого – превратить Абу-Даби в мировую культурную столицу XXI века.
Международный оркестр мира не так давно был удостоен звания «Артисты ЮНЕСКО за мир». Это звание получают всемирно известные деятели искусства, способствующие распространению и воплощению высоких идей ЮНЕСКО. Созданный в 1995 г. покойным сэром Джорджем Шолти, оркестр собирается только для отдельных выступлений, которые всегда посвящены теме мира и гуманитарных преобразований.