Северная Осетия-Алания – страна средневековых башен
Мое детство и отрочество прошли в Северной Осетии, поэтому я был рад возможности съездить туда с экскурсией. Да и программа предлагалась интересная: Куртатинское ущелье, Фиагдонская котловина, Даргавс – это места, где сохранились святыни и памятники истории Северного Кавказа.
Знакомство с достопримечательностями Осетии начали с осмотра огромного монумента Уастырджи над Ардоном. Уастырджи – это осетинское воплощение Святого Геоpгия Победоносца.
Следует заметить, что Северная Осетия-Алания – единственная республика Северного Кавказа, большинство населения которой исповедуют Православие. И покровитель Осетии – Святой Георгий Победоносец, В республике огромное количество святилищ, часовен, церквей посвященных этому святому, мест, где он совершал свои деяния. Как говорят, осетины ни одно дело не начинают без молитвы Святому Георгию.
Кавказ у меня всегда ассоциируется с древними крепостями и родовыми башнями. И я где-то прочитал, что в горах Северной Осетии сохранилось наибольшее число этих сооружений. В том числе, в Куртатинском ущелье, наиболее известном своими историческими и архитектурными осетинскими памятниками.
Первая остановка в Куртатинском ушелье – у моста напротив аула Дзивгис.
В центре селения, состоящего из нескольких современных сельских домов – развалины башни, А над селением…
У меня дух захватило – к отвесным стенам ущелья прилепилась неприступная крепость! Она выглядела как естественное продолжение скал, поэтому сразу её заметить было непросто и, надо отдать должное, наш экскурсовод обыграл представление этого древнего памятника мастерски: рассказав, что в окрестностях аула немало христианских и языческих святилищ, он просто сказал – Посмотрите на скалу над селением…. Всех сковал мимолетный столбняк, после чего показалось, что все одновременно выдохнули и рванули к скале.
По преданию, Дзивгисские крепостные сооружения преградили дорогу в Куртатинское ущелье персидскому шаху Аббасу в XVI веке, который двигался из Закавказья.
Дзивгисская пещерная крепость – одно из наиболее мощных фортификационных сооружений не только Осетии, но и Кавказа. Крепость состоит из шести построек, пристроенных к входам естественных пещер, располагающихся на различных высотах. Основное укрепление отличается большими размерами и располагается на нижнем уровне, доступ в него возможен по выложенной из камня лестнице. В остальные крепостные постройки имелся проход из соседних по высеченным в скалах тропкам и навесным лестницам, убиравшимся в случае необходимости. Поэтому в ходе боя сообщения между укреплениями было невозможно, и каждое из них было самостоятельным, автономным очагом обороны. Функцией этих небольших укреплений, устроенных на высоте 10-20 м и вмещавших до десятка воинов, было фланговое прикрытие основного. Дзивгисская крепость была серьёзно повреждена во время одной из карательных экспедиций русских царских войск.
Здесь же в селении расположен Дзивгисы дзуар (Дзивгисы Уастырджы) – христианский храм ХIII-ХV вв. Святого Георгия, склеповые могильники.
Дзивгис – первое село со стороны равнины, расположенное в Верхне-Фиагдонской котловине, которая издавна является центром Куртатинского ущелья. И, отъехав от села, я от окна уже не отрывался: снежные вершины Большого Кавказа, серо-желтые скалы и зеленые склоны котловины, повсюду осетинские башни и руины крепостей – величие увиденного завораживало!
И даже естественный фон экскурсионного микроавтобуса не отвлекал.
Котловина Верхнего Фиагдона – это мир башен. Они были всюду: и в покинутых аулах на склонах котловины, и в жилых придорожных дворах.
Было заметно, что некоторые башни восстанавливаются.
Начало башенного строительства относят к раннему средневековью – к временам аланской эпохи. Возможно, даже к более раннему периоду. Типичный же стиль кавказской осетинской башни с характерными чертами сложился в позднее средневековье, приблизительно в XVII-XVIII вв.
Башни строились как оборонительное, боевое, а нередко и жилое строение. Помимо чисто военного значения при набегах захватчиков, многие башни в Северной Осетии появились как средство защиты от кровной мести.
Родовые башни почитались как святыни, потому что они считались местом обитания святого духа. Родовые башни были оплотом и гарантом целостности и продолжительности рода, фамилии. Роль башен в Осетии была настолько важной, что со временем они стали объектами культа.
За горняцким поселком Верхний Фиагдон (рудники сейчас закрыты) завершается строительство Аланского Свято-Успенского мужского монастыря на месте церкви 19 века. Монастырские постройки стилизованы под традиционную византийскую архитектуру и вплотную примыкают к руинам средневековых осетинских строений.
На этом наш беглый осмотр долины Верхнего Фиагдона завершился. Хотелось бы больше посмотреть, добраться к руинам брошенных селений, но — не объять необъятное…. У нас еще впереди Даргавс и его легендарный Город Мертвых!
Дорога из Куртатинского ущелья в долину Гизельдона, в которой расположился аул Даргавс, для нас, жителей равнин, преподнесла немало острых ощущений и заставляла намертво вцепиться в ручки кресла!
Селение Даргавс достаточно большое, но постоянное население практически отсутствует. Это связано со сходом ледника Колка в сентябре 2002 года, который разрушил ведущую в село дорогу, и Даргавс остался без связи с внешним миром.
Даргавс известен боевыми башнями и «городом мёртвых».
Даргавский некрополь самый большой на Северном Кавказе (95 наземных и полуназемных склепов). Его иногда сравнивают с долиной фараонов в Египте.
Создание «города мёртвых» некоторые специалисты связывают со страшной эпидемией чумы, тогда население Осетии сократилось с 200 тысяч до 16 тысяч человек. Но исследования показывают, что некрополь функционировал с IX по XVIII век.
Необычные архитектурные формы в бедное средневековье порождали самые необычные предположения о создателях некрополя. Называли монголов, ногайцев, аборигенов – кобанцев. Но сейчас считается установленным, что первостроители – аланы, предки осетин. Археологические находки подтверждают, что уже с VI века эти места были плотно заселены аланами. Но это не устранило многих загадок. Удивителен тот факт, что зачастую умерших клали в небольшие ладьи, что не встречается ни у одного другого народа Кавказа, иногда рядом клали весло, это при том, что никаких судоходных рек в Осетии нет. Склепы использовались на протяжении очень длительного времени и становились последним пристанищем для целых поколений горцев.
Так получилось, что к завершающему этапу экскурсии мои попутчики, видимо, устали. В некрополь большинство из них не пошли, предпочтя осмотреть его от подножия горы. Поэтому, мне посчастливилось оказаться в этом месте одному. У меня оказался с собой хороший кусок осетинского пирога с сыром, немного коньяка.
Я сидел среди склепов, отхлебывал коньяк и закусывал его пирогом. Смотрел на раскинувшуюся внизу долину, на окружающие её горы. Было спокойно и умиротворенно. Уверен, что духи покоящихся здесь не посчитали мои вольности святотатством.
Некоторые сведения о Северной Осетии-Алании
Чуть меньше половины территории Северной Осетии-Алании располагается в горной местности, севернее Главного Кавказского хребта, на лежащих параллельно ему Боковом, Скалистом, Пастбищном и Лесистом хребтах. Хребты разрезаны ущельями, главными из которых являются Дарьяльское, Геналдонское, Куртатинское, Кассарское, Алагирское и Дигорское.
Республика граничит: на севере, где раскинулась Терско-Кумская равнина, со Ставропольским краем; На западе по Кабардинской наклонной равнине с Кабардино-Балкарией, на востоке по Осетинской наклонной равнине – с Ингушетией, а на юге сосед Осетии – Грузия. Границей здесь служат горы Главного и Бокового хребтов.
Северная Осетия находится на одной параллели с Болгарией, Средней Италией и Южной Францией.