В двух шагах от долговой ямы
// Половине российских регионов грозит дефолт по кредитам
Выступая в Госдуме, председатель Счетной палаты (СП) Сергей Степашин заявил: «Уровень долга субъектов Федерации на 1 января 2013 года составил 1,4 трлн рублей. Большинство субъектов с этим долгом не рассчитаются». По безрадостным прогнозам Степашина, около 60% регионов могут объявить дефолт по своим обязательствам. Правда, некоторые все-таки смогут реструктуризировать свои долги.
«Надо решать вопрос о том, чтобы они могли сами формировать свой бюджет, потому что налогов сегодня оставляем не так много. Большая часть регионов живет за счет трансфертов, дотаций из федерального бюджета, отсюда большие долги по кредитам», – пояснил глава СП. По его словам, эта проблема «зависла» в воздухе еще с начала 1990-х годов, и с тех пор «так она и живет своей жизнью».
О том, насколько реально, что половину регионов России объявят банкротами, «СП» рассказал старший эксперт направления «политэкономия и региональное развитие» ИЭП им. Гайдара Сергей ЖАВОРОНКОВ.
- Начнем с того, что уже пару лет долги регионов находились на уровне 1,1-1,2 трлн рублей, как оценивал их Минфин. Есть разные прогнозы по региональным долгам на нынешний год. Например, Минфин считает, что их уровень останется без изменения, а рейтинговое агентство S&P полагает, что они вырастут чуть ли не в полтора раза. Но нужно иметь в виду, что большая часть этих долгов – бюджетные кредиты, то есть регионы должны деньги Минфину. Эти бюджетные кредиты даются под минимальные проценты, но если возникнут затруднения с выплатами, то очевидно, что Минфин реструктурирует все долги – просто продлит срок задолженности. Так что проблема с дефолтами регионов по кредитам сильно преувеличена. Конечно, у регионов есть и кредиты, взятые в коммерческих банках, проценты по которым достаточно высокие – до 10%-15% годовых, но и с банкирами они всегда договорятся об отсрочке.
«СП»: – А откуда у российских регионов такие большие долги?
- Большинство регионов берут кредиты, чтобы покрывать расходы своего бюджета, если им не хватает для этого налоговых доходов. Однако среди регионов с большим уровнем долга – под 80% от доходов, числятся и вполне благополучные регионы. К примеру, Татарстан, который имеет большую задолженность по кредитам, потому что ведет активную инвестиционную деятельность, дает предпринимателям госгарантии по перспективным и нужным региону проектам. С доходной базой у них все в порядке, и они свои долги сами отдают.
Но есть и другие регионы, например, Подмосковье, которое при губернаторе Борисе Громове оказалось в состоянии дефолта по долгам, и федеральное правительство было вынуждено давать ему деньги из бюджета, чтобы рассчитаться с коммерческими банками. Там были явно мошеннические схемы, когда миллиарды кредитных долларов, взятых под госгарантии, испарились, и бюджет должен был их покрывать. Правда, сейчас Подмосковье сократило уровень долга в два раза. Кстати, есть в России два региона – Мордовия и Северная Осетия, которые уже не один год имеют долги свыше 100% доходов бюджета, и чье существование давно противоречит Бюджетному кодексу.
«СП»: – И в чем заключается это противоречие?
- Противоречие в том, что в Бюджетном кодексе России прописано – долг субъекта Федерации не может превышать 100% доходов региона, но там не написано, что делать с регионом, если это произошло. Были идеи вводить в таких регионах внешнее управление, если власти сами не могут справиться с бюджетной политикой, но законодательного оформления они не получили. Поэтому Мордовия с Осетией так и висят на шее федерального правительства, и что с ними делать, оно до сих пор не решило…
Олег ГЛАДУНОВ
«Свободная Пресса», 19.02.2013