Россия открыла кошелек для Южной Осетии
Руководство Южной Осетии во главе с президентом Эдуардом Кокойты рискует оказаться в центре громкого скандала, связанного с провалом строительной программы по восстановлению разрушенного грузинскими агрессорами жилья, на которую из российского бюджета были выделены десятки миллиардов рублей.
Надо сказать, что подобные обвинения в адрес чиновников возглавляемой им администрации звучали уже не один раз. Однако до поры до времени они не получали широкой публичной огласки. Очевидно, в силу того простого обстоятельства, что Москва просто не хотела бросать тень на руководство государства, которое всего лишь «без году неделя» как получило признание со стороны РФ. Однако в условиях продолжающего кризиса и взятого российскими властями курса на ужесточение финансовой дисциплины, они, похоже, уже больше не намерены закрывать глаза на «мелкие шалости» Эдуарда Кокойты и его команды.
Сегодня в Сочи состоялась встреча президента России Дмитрия Медведева с его южноосетинским коллегой. Причем, несмотря на ее, казалось бы, сугубо праздничный подтекст, связанный с двухлетней годовщиной победы над Грузией, ее общая атмосфера оказалась не столь благостной, как того хотелось бы главе Южной Осетии. Дело в том, что сотни югоосетинских семей рискуют вот уже третью зиму подряд остаться без собственного жилья.
По последним данным, которые привел глава госкомитета Южной Осетии по восстановлению Зураб Кабисов, к настоящему времени из 322 домов, в которые в соответствии с комплексным планом уже прошлой зимой должны были въехать погорельцы, готовы менее 160. Аналогичным образом обстоит ситуация и с многоквартирными домами. Из 402 сожженных квартир восстановлены только 127, а к концу года планируется сдать в лучшем случае около 260. Причем, Кремль уже дал понять, что если выяснится, что 28 миллиардов, выделенных Москвой, оказалось недостаточно для решения жилищной проблемы в Южной Осетии, то новые миллиарды, оторванные от российских налогоплательщиков, в возникшую «черную дыру» закачиваться больше будут. Таким образом, южноосетинским чиновникам придется самим отвечать за практику накручивания строительных издержек, не рассчитывая на помощь России в финансировании оставшихся работ.
Как и следовало ожидать, в такой ситуации администрация Эдуарда Кокойты взяла на вооружение хорошо проверенную тактику по принципу «сам дурак». По мнению южноосетинского лидера, который, похоже, весьма поднаторел в искусстве перевода стрелок, во всем виноваты «проворовавшиеся чиновники из России», за которыми якобы стоят «прогрузинские силы, которые есть и в Москве». То есть, из слов Кокойты получается, что Москва сама присылает в Цхинвал… агентов Михаила Саакашвили, которые легализуются на месте под прикрытием легенды о том, что они являются чиновниками, отвечающими за восстановление жилищного фонда республики.
Ситуацию комментирует главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Аждар КУРТОВ:
— Честно говоря, разобраться, кто здесь прав, можно только с помощью прокуратуры. Прошло уже два годы с момента трагических событий, когда грузинские войска вторглись на территорию Южной Осетии. Естественно, что ликвидировать последствия пусть и кратковременных, но очень интенсивных военных действий за короткий период времени достаточно сложно. Даже несмотря на то, что Россия выделила действительно значительные финансовые средства.
Проблема в том, что Южная Осетия — это другое государство, независимость которого признана нами. Это обстоятельство накладывает серьезные ограничения на возможности российских чиновников. Здесь им приходится проходить по лезвию бритвы, чтобы Россию не обвинили в фактической аннексии Южной Осетии.
С другой стороны, очевидно, что республика не представляет самодостаточную экономическую величину и не способна справиться с колоссальным объемом работ по восстановлению своего разрушенного хозяйства. Более того, как свидетельствуют многие факты, она даже не может обеспечить надежный контроль над расходованием средств и соблюдением намеченных темпов возведения нового жилья взамен уничтоженного в ходе войны.
Российские СМИ публикуют достаточно противоречивую информацию относительно того, кто же является виновником этой ситуации. Тем не менее, обращает на себя внимание общая тенденция — большая часть обвинений в нецелевой трате средств раздается по адресу, скажем, не Абхазии, а Южной Осетии. Этому может быть несколько объяснений. С одной стороны, в Абхазии лишь единичные объекты восстанавливаются за счет средств, выделенных Россией. А в Южной Осетии объем российской помощи гораздо выше. Я был в Цхинвале год назад. И видел, что новый микрорайон Московский (дома и школа) были уже возведены. Но до сих пор они не заселены. Целый год на отделочные работы — это достаточно длительный срок. Так что какие-то схемы и попытки перераспределить средства, поступающие на доходный строительный рынок, наверное, существуют. Так же, как и конкуренция между местными и, условно говоря, московскими бизнесменами имеет место быть.
Здесь также надо учитывать, что не все в Москве довольны желанием Кокойты избавиться от своих политических конкурентов внутри страны. Багапш, конечно, тоже не самый демократ, но оппозиционные лидеры в Абхазии действуют куда более свободно, чем в Южной Осетии. А понятно, что там, где политический монополизм, там потенциально выше и коррупция. Потому что там существует больше предпосылок для нее. По крайней мере, в рамках теоретической схемы такое объяснение вполне возможно. Сейчас ведь уникальный период для руководства Южной Осетии — Россия открыла свой кошелек, откуда текут гигантские суммы. Но этот момент не будет продолжаться бесконечно. Поэтому люди пытаются использовать этот период времени.
Кирилл ГОВОРОВ,
KMnews, 14.08.2010
Факты KM.RU
С августа 2008 года Южная Осетия получила от России почти $1 млрд денежных средств. А к июню этого года в республике уже был зафиксирован дефицит в размере около полумиллиарда рублей.