Подключить школьников
// Энергосбережению научат уже в начальной школе
Большинство развитых стран уже осознали масштабность проблемы сбережения энергии и взяли курс на повышение энергоэффективности. А в России тем временем на единицу ВВП тратится в три раза больше энергоносителей, чем в Еврозоне, США и Канаде. Перед нашей страной стоит глобальная задача: к 2020 году снизить неэффективные энергозатраты на 40%. О том, почему необходимо бережно относиться к энергоресурсам и как учреждения Министерства образования и науки Российской Федерации справляются с этим, рассказывает заместитель министра образования и науки РФ Марат КАМБОЛОВ.
Почему энергоэффективностью озаботилось Минобрнауки России?
Марат КАМБОЛОВ: Сегодня энергосбережение и повышение энергетической эффективности – важнейшие приоритеты государственной политики в части развития инновационной экономики России. Наше министерство активно участвует в процессах формирования в России нового, энергоэффективного общества. Снизить потребление энергии без достаточного количества высококвалифицированных специалистов в этой области невозможно. Именно поэтому мы начали подготовку новых специалистов.
Но образовательные учреждения – это не промышленные заводы. Есть ли смысл экономить?
КАМБОЛОВ: Конечно, потенциал энергосбережения колоссальный! Министерство состоит из 400 подведомственных учреждений, которые владеют десятками тысяч зданий по всей России. Ежегодное потребление энергии – примерно 17 млрд руб. А если экономить – то, по официальным подсчетам, получится на 2,5 млрд меньше. Эти средства мы планируем направить не только на модернизацию вузов, но и на то, чтобы сохранить семейные бюджеты наших студентов (за счет остановки роста платы за обучение), а также на финансовую поддержку преподавателей. Кстати, по федеральному закону N 261-ФЗ образовательные учреждения обязаны снижать энергопотребление не менее чем на 3% в год. Сегодня многие из них уже перевыполняют этот норматив.
Но не всем же удается?
КАМБОЛОВ: Конечно, некоторые учреждения не справляются с нормативом. Причина, по которой вузам сложнее выполнить требования – закупка и установка нового оборудования. Оно само по себе дорогостоящее, а еще и требует больших энергетических затрат. Очень интересен пример Дальневосточного федерального университета. Сейчас он переезжает в совершенно новые здания, которые строились уже по энергоэффективным технологиям. Здесь затраты будут настолько малы, что руководителям вуза придется нелегко при отчете по трехпроцентному нормативу. Но это, конечно, положительный пример. И хотя закон есть закон, при проверке показателей энергоаудита мы будем достаточно лояльны и постараемся учесть подобные обстоятельства для каждого конкретного случая.
А как быть тем учреждениям, у которых не хватает средств на проведение энергосберегающих мероприятий?
КАМБОЛОВ: Мы стараемся найти внешние источники финансирования. Минобрнауки сейчас активно консультирует вузы на тему заключения энергосервисных контрактов. Такая практика уже давно и успешно реализуется на Западе. Суть – в привлечении частных сервисных компаний, которые согласны финансировать внедрение энергосберегающих технологий и программ в образовательных учреждениях. В качестве «гонорара» – возврат инвестиций за счет экономии энергии. Как видите, схема выгодна обеим сторонам. Однако такая форма сотрудничества нова для России, а потому требует немало сил и времени. Сегодня мы уже запустили несколько пилотных проектов. К началу 2013 года планируем распространить успешный опыт на все наши учреждения, которые нуждаются в дополнительном финансировании энергосберегающих мероприятий.
Успех во многом зависит от эффективных менеджеров. Хватает ли у нас специалистов по энергоэффективности?
КАМБОЛОВ: Вы правы. В России, где культура экономии практически отсутствует, эта проблема стоит наиболее остро. Инженеры, ответственные за энергетику в образовательных учреждениях, никогда раньше не сталкивались с задачей сэкономить. Если в помещении тепло и светло, есть доступ к горячей воде, то считается, что их работа выполнена на «отлично». Неважно, сколько энергии теряется из-за старых окон, старых лампочек и пр. Именно поэтому обучение и переквалификация специалистов в области энергоэффективности – наша задача номер один. Уже подготовлены специальные разноплановые курсы по энергоэффективности. Большинство занятий будут проходить без отрыва от производства. Программы уже успешно функционирует не только в Москве, но и во многих регионах.
2,5 миллиарда рублей – такой экономии должны достигнуть образовательные учреждения к концу 2014 года
Как быть с преподавателями, студентами, школьниками? Им кто объяснит, что необходимо беречь энергию, закрывать окна, выключать свет?
КАМБОЛОВ: Тоже мы. Совсем скоро, начиная с 3-го класса, будут проходить на уроках эту тему. Эксперты уже вовсю работают над учебным пособием по энергосбережению, где, помимо прочего, детям расскажут и про альтернативные источники электроэнергии. Взрослые также должны быть в курсе происходящего. Для этого создаем в Интернете специальный интерактивный портал. Там можно будет найти информацию про все российские энергоэффективные образовательные учреждения любого уровня. На портале будет и мультимедийная экспертная площадка, где каждый сможет пообщаться с профессионалами и поделиться собственным опытом и идеями. Еще одним инструментом для обсуждения темы энергоэффективности в сфере образования и науки станут тематические экспертные форумы. Такие как прошедший недавно II Форум «Стандарты энергоэффективности: организации образования и науки».
Закон разработан, специалисты обучены, общественность информирована. Кто следит за исполнением учреждениями обязательств?
КАМБОЛОВ: Одна из важнейших мер контроля – качественный энергоаудит. Согласно приказу минобрнауки от 12 апреля 2012 г. N 309, образовательные учреждения должны закончить проведение энергоаудитов до 31 декабря этого года. Мы помогаем учреждениям оптимизировать этот процесс. Один из наиболее интересных проектов – реализация автоматизированной системы управления энергосбережением (АСУЭ). Благодаря этой системе мы получаем возможность управлять энергосбережением в подведомственных организациях, а сами эти организации – оптимальный инструмент для контроля расходования средств. Специалисты Центра комплексной энергоэффективности и энергосбережения при минобрнауки разработали ряд методик, которые позволяют не только контролировать потребление энергии, но и сравнить мероприятия с точки зрения их эффективности.
А кто проводит обследования?
КАМБОЛОВ: По-разному. Некоторые учреждения пользуются услугами сторонних организаций. Дело в том, что на российском рынке много частных компаний, которые, пользуясь законом о госзакупках N 94-ФЗ, назначают низкие, откровенно демпинговые цены, но при этом не проводят качественного энергоаудита. Нашим учреждениям очень сложно справиться с данной проблемой. Если энергоаудит не был проведен заранее, то они не могут отказаться от услуг подрядчиков, так как сроки поджимают. Поэтому министерство тщательно отслеживает информацию о тех компаниях, которые проводили энергоаудит. Фирмы, которые оказали некачественные услуги, будут занесены в реестр недобросовестных поставщиков. Кроме того, в соответствии с 309-м приказом, руководители всех подведомственных учреждений должны контролировать соблюдение определенных требований при составлении энергопаспортов. Поэтому если каких-то важных пунктов аудита не хватает, то руководители заставляют подрядчиков «довести дело до ума». Кроме того, за консультациями по вопросам энергоаудита сотрудники подведомственных учреждений всегда могут обратиться к экспертам нашего Центра. Минобрнауки ежемесячно собирает данные по исполнению закона N 261-ФЗ, в частности, по потреблению энергии, установке приборов учета, а также проведению энергетических обследований. К руководителям, которые не исполняют приказ, применяются меры административного воздействия. Так что процесс удается контролировать.
Можно ли сегодня уже говорить о вузах-лидерах в области энергоэффективности?
КАМБОЛОВ: Стараются все, но, конечно, уже наметились и лучшие, достойные звания самых-самых. Так, колоссальную работу проделали Рязанский государственный радиотехнический университет, Донской государственный технический университет, Ивановский энергетический институт, Московский государственный строительный университет. У них неординарные, эффективные решения. Кстати, в 2013 году планируется создать аккредитационный центр, который сможет на добровольной основе аккредитовать вузы, в полном объеме выполняющие все предписания 261-ФЗ. На основе данных по объему энергопотребления и другим важным показателям центр проведет детальную проверку выполнения всех требований законодательства. По ее итогам будет сформирован рейтинг вузов страны по выполнению стандартов в области энергоэффективности. Планируется также аккредитация организаций, осуществляющих капремонт или реконструкцию по соответствию требованиям энергоэффективности.
Главный ожидаемый результат от перечисленных мер – снижение потребления энергии во всех образовательных учреждениях к 2014 году на 15% и эффективное использование сэкономленных средств. Но построение энергоэффективного общества – задача долгосрочная. И введение энергосберегающих технологий, системы проверок и курсов по энергосбережению – это только начало.
Мария АГРАНОВИЧ
«Российская газета», 29.11.2012
ДОСЛОВНО
Дмитрий МЕДВЕДЕВ,премьер-министр РФ:
- Что такое энергоэффективность в школе? Это не просто галочки какие-то в отчетности. Мы должны понимать, что снижение, скажем, энергопотребления в школе на 30 процентов – это дополнительные деньги, которые можно направить на решение школьных задач: на приобретение учебников, пособий, программ, оборудования. Вот только в этом случае энергоэффективность для учителей и директоров будет понятна, а иначе это бессмысленный поток слов, который льется с телевизионного экрана.
КСТАТИ
Сэкономленные средства могут быть направлены на улучшение материально-технической базы наших институтов, увеличение фонда оплаты труда преподавателей или помощь малоимущим студентам. На что именно – решает сам вуз. Если организация снижает свое потребление больше, чем на 3% в год, то сэкономленные на сверхнормативном снижении энергопотребления деньги могут быть полностью пущены на нужды института.
СПРАВКА
За прошлый год затраты на энергопотребление подведомственных Министерству образования организаций составили порядка 17 миллиардов рублей. К 2014 году Минобразования РФ снизит энергопотребление на 15% во всех подведомственных учреждениях
ДОСЬЕ
КАМБОЛОВ Марат Аркадьевич родился 2 января 1965 года в Северной Осетии. Окончил Горский сельскохозяйственный институт (1988 г.), Академию управления при Президенте Российской Федерации (1994 г.), Академию народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации (1996 г.), Московский государственный социальный университет по специальности «Юриспруденция» (1998 г.), Российскую академию государственной службы при Президенте РФ по специальности «государственное управление» (2005 г.).
В 1987-1990 годах работал в выборных органах ВЛКСМ. 1990-1991 гг. – генеральный директор городского Центра делового сотрудничества. В 1991-1994 годах – главный специалист Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике. С 1994 по 1997 год занимал должность начальника отдела, руководителя Департамента Министерства по делам национальностей и федеративным отношениям РФ.
1997-2003 гг. – заместитель, первый заместитель директора Института народов России при Министерстве по делам национальностей и федеративным отношениям РФ.
2003-2004 гг. – советник Министра промышленности, науки и технологий РФ.
2004-2005 гг. – советник руководителя Федерального агентства по науке и инновациям. 24 июня 2005 года назначен заместителем руководителя Федерального агентства по науке и инновациям. В августе 2010 года назначен на должность директора Департамента инвестиционного развития и федерального имущества Министерства образования и науки РФ.
12 ноября 2010 года распоряжением Председателя Правительства России назначен заместителем Министра образования и науки Российской Федерации.