Нужная Осетия
// Рамки договора с Россией делают шире, чем ожидал Цхинвал
Власти Южной Осетии представили официальный проект договора о союзничестве и интеграции с Россией. В отличие от первой версии договора, предполагавшей полную интеграцию силовых структур Южной Осетии и РФ, новый вариант не предусматривает упразднение местных силовых, правоохранительных и таможенных структур. Парламентское большинство Южной Осетии настаивает на старом варианте проекта договора.
Проект договора в минувшие выходные презентовал министр иностранных дел республики и лидер партии «Новая Осетия» Давид Санакоев. Назвав его «судьбоносным», министр выразил надежду, что публикация документа снимет напряжение в обществе. «С самого начала работа над проектом договора в Южной Осетии была искусственно политизирована отдельными политическими силами,— заявил «Ъ» господин Санакоев.— В конце 2014 года в СМИ и социальных сетях появились сырые версии и предложения проектов. Версия, которую мы сейчас предлагаем, готова для обсуждения с Россией».
Официальный проект предполагает, что Россия и Южная Осетия «формируют единый контур внешней обороны и безопасности», в частности «создают региональную Объединенную группировку войск (сил) в составе вооруженных сил Республики Южная Осетия и выделенного контингента вооруженных сил РФ». Проводится совместная модернизация южноосетинской армии — «для достижения оперативной (тактической) совместимости». Обучение, вооружение, финансовое и материально-техническое обеспечение армии Южной Осетии будет осуществляться по российским стандартам. Любые решения о применении Объединенной группировки войск на территории республики российским силовикам придется согласовывать с главнокомандующим ВС Южной Осетии.
В этом главное отличие официальной версии от предыдущего проекта. Его опубликовали в социальных сетях представители победившей на последних парламентских выборах партии «Единая Осетия».
Партия настаивает на включении республики в состав РФ и считает, что это ускорит полная интеграция южноосетинских структур в российские. По старой версии Южная Осетия передавала РФ все полномочия по обеспечению обороны и безопасности, включая охрану госграницы, таможню и борьбу с распространением наркотиков. Силовые и правоохранительные структуры Южной Осетии становились частью российских. Их интеграция происходила на основании рамочного соглашения, которое предлагалось подписать в течение шести месяцев после основного договора.
Руководитель медиацентра «Ир» Ирина Гаглоева и депутат парламента от Народной партии Амиран Дьяконов полагают, что документ «носит антиконституционный характер»: вхождение министерств и ведомств республики в российские структуры противоречит главе 1 статьи 10 Конституции Южной Осетии. «Этот документ вызвал много вопросов у общества,— говорит госпожа Гаглоева.— Непонятно, почему он появился не на официальном ресурсе, не на сайте правительства или парламента, а был «слит» в интернет? Непонятно, почему нет полноценного обсуждения договора. Создается впечатление, что речь идет не о стратегически важном государственном документе, а о какой-то юридической формальности». «Почему партия «Единая Осетия» добивается подписания договора в таком виде, ведь предоставленный проект не соответствует Конституции и легко может быть оспорен в суде»,— заявил «Ъ» Амиран Дьяконов. Кроме этого, собеседники «Ъ» отметили, что лоббисты договора «записали всех противников этого проекта во враги»: «В Южной Осетии нет противников интеграции с Россией, но мы думаем, что проект заслуживает общественного обсуждения».
«Упразднение Министерства обороны здесь не поймут,— говорит один из опрошенных «Ъ» экспертов.— Мы пережили не одну войну, чтобы так просто отдать собственную армию. Южная Осетия должна сохранить возможность применять вооруженные силы в случае крайней необходимости».
Официальный проект сохраняет самостоятельность за военным руководством Южной Осетии. Останутся у республики и свои правоохранительные и таможенные структуры, которые будут работать вместе с российскими. Зато предлагается упразднить пункты пропуска между Россией и Южной Осетией, а «полномочия по защите и охране» госграницы республики делегировать России. Некоторые собеседники «Ъ» в Цхинвале признают, что это лишает республику доли суверенитета. Но эксперты полагают, что «раз этот договор так необходим, надо идти на уступки».
Высокий ажиотаж вокруг договора собеседники «Ъ» связывают в первую очередь со стремлением РФ полностью контролировать границу между Грузией и Южной Осетией. Еще в 2014 году помощник президента РФ Владислав Сурков заявлял представителям Общественной палаты Абхазии, что возможное расширение НАТО за счет Украины и Грузии ставит перед Россией новые угрозы, на которые нельзя не реагировать.
«Проект договора, представленный политсоветом, несравненно лучше, чем тот, который распространял парламент,— считает политолог Дина Алборова.— И эта версия вызывает вопросы, но тут хотя бы есть с чем работать. Ключевые слова данного проекта — «взаимодействие», «стратегическое партнерство», «интеграция», в отличие от первого варианта договора, где почти все полномочия наших структур передавались России, но при этом республика не входила в ее состав».
В парламенте отмечают, что правительственный проект — «это лишь версия, а не итоговый документ». Лидер партии «Единой Осетии» Анатолий Бибилов заявил «Ъ», что окончательный вариант договора появится только после того, как его обсудят Южная Осетия и Россия: «Мне абсолютно непонятен смысл вбрасывания текста, который нигде не утвержден и по которому стороны не провели консультации и не приняли решения». Господин Бибилов отметил, что новый договор об интеграции необходим, потому что на парламентских выборах народ Южной Осетии снова продемонстрировал, что мечтает объединиться с Россией. Вчера фракция «Единой Осетии» (занимает 20 из 34 мест) распространила заявление о том, что проект, предложенный правительством, не будет ратифицирован.
По сведениям «Ъ», в администрации президента РФ работу над соглашением курирует Владислав Сурков. «Работа над документом продолжается»,— сказал источник «Ъ» на Старой площади, добавив, что об изменениях сроков подписания документа ему ничего не известно (в конце декабря 2014 года Владислав Сурков заявил в Цхинвале, что договор должен быть подписан в конце января 2015 года). Собеседник «Ъ» отметил, что первый вариант «гораздо более привлекателен для самих жителей Южной Осетии», поскольку предусматривает значительное повышение финансового довольствия: зарплата южноосетинских силовиков, госслужащих, пенсионеров (а также социальные льготы и пособия) будут такими же, как и в Северо-Кавказском федеральном округе. К тому же, говорит собеседник «Ъ», Россия де-факто готова взять на себя обеспечение безопасности республики. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков воздержался от комментариев.
Лана ПАРАСТАЕВА, Ольга АЛЛЕНОВА, Иван САФРОНОВ
Досье
Как Россия выстраивала отношения с Южной Осетией
► 26 августа 2008 года президент России Дмитрий Медведев подписал указ о признании Россией независимости Южной Осетии. 9 сентября того же года страны установили дипломатические отношения. Договорно-правовую базу российско-югоосетинских связей сейчас составляют более 70 двусторонних соглашений, регламентирующих взаимодействие в различных областях. Первым стал подписанный 17 сентября 2008 года Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между РФ и Южной Осетией, позволивший России размещать военные базы в республике. Позже были подписаны соглашения о совместных усилиях в охране госграницы Южной Осетии, об оказании помощи в социально-экономическом развитии, о военно-техническом сотрудничестве, о безвизовом режиме и другие.
► Первый план помощи Южной Осетии был принят уже в августе 2008 года, когда правительство РФ выделило 500 млн руб. на гуманитарную помощь и заявило, что в 2008-2009 годах направит 10 млрд руб. на восстановление инфраструктуры. Впоследствии эти цифры росли. В 2013 году полпред президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин сообщил, что общий объем финансовой помощи, оказанной Россией республике с 2008 года, превысил 34 млрд руб. 10 декабря 2014 года господин Хлопонин заявил, что, несмотря на трудности в экономике, Москва выполнит все обязательства по оказанию помощи Цхинвалу. Всего на эти цели до 2017 года из российского бюджета планируется потратить более 9 млрд руб.
► Бюджет Южной Осетии зависит от безвозмездных поступлений из РФ более чем на 90%. Так, закон о бюджете на 2014 год предусматривал доходы в 6,2 млрд руб., из которых 5,7 млрд руб. (92%) — финансовая помощь РФ. Принятый в декабре 2014 года закон о бюджете на 2015 год предполагает доходы в объеме 7,3 млрд руб., где 6,7 млрд руб. (91%) — помощь России.
Анна ТОКАРЕВА
«Коммерсантъ», 20.01.2015