Осетия Квайса



«Насильно мил не будешь»

belovolov_o_gennadij_200_auto//Протоиерей Геннадий Беловолов убежден, что намерение Мосгордумы запретить слова, «унижающие достоинство народов», национальной проблемы не решат …

«Такими предложениями депутаты пытаются лечить не саму болезнь, а её внешние симптомы. Язык ведь отражает сознание общества. Слова выражают взаимоотношения народов, и понятно, что они в течение времени всей истории человечества не отличались идиллическим характером.

Были войны, конфликты, завоевания. Естественно, что под воздействием их формируется образ того или иного народа. У каждого народа мы найдем и достоинства и недостатки. У нас почему-то эта тема считается вне обсуждения, она выдавлена в маргинальное пространство. По сути, национальные проблемы нигде широко не обсуждаются, их обсуждают в кулуарах, а неожиданно они выливаются на площади», – заявил в интервью «Русской народной линии» настоятель Леушинского подворья протоиерей Геннадий Беловолов, комментируя идею депутатов Мосгордумы ввести штрафы за слова, «унижающие достоинство народов, проживающих в РФ».

«Нужно понимать, что обидные для кого-то слова всего лишь проявление мыслей, отношения к какой-то объективной реальности. Если запретят эти слова, то я абсолютно уверен, что на другой день или к вечеру того же дня появятся другие слова, обозначающие тот же предмет. Поэтому нужно лечить саму болезнь, вскрывать проблемы, тогда появятся и другие слова. Нужно моделировать отношения таким образом, чтобы у народов России появлялись комплиментарные слова в адрес друг друга. Нужно раскрывать духовный образ народов. А можно ли у нас на телевидении увидеть передачу, посвященную народам России, что-нибудь узнать об истории тех же кавказских народов? Знаем ли мы о христианском прошлом этих народов, о том, что нет в природе «кавказской национальности»? Ведь это всё равно, что сказать «лицо уральской национальности» или «сибирской национальности». Берется за основу топоним и ему придается этническое значение. Кавказ – это место, а не национальность. Если бы мы больше знали о кавказских народах, то у нас бы появились и другие определения в их адрес.

Я, например, достаточно глубоко знаком с Осетией, с осетинской культурой, для меня осетины – это близкий духовно братский народ. Я никогда не назову каким-то неуважительным словом ни одного осетина. То же самое касается и других народов, когда их узнаешь ближе», – отметил священник.

Мера же предлагаемая Мосгордумой, считает отец Геннадий, «все превращает в игру слов, но при этом не решается главная проблема – гармонизации межнациональных отношений». «То же самое и в наш адрес, за нашей спиной малые народы отпускают различные словечки. Самое известное из них – москаль. А мы сами раскрываем ли себя другим народам, раскрываем ли тайну русской души, нашу историю, традицию, веру? Чтобы и нас уважали, надо показать глубину и богатство нашей традиции. А когда из народов целенаправленно делается население, когда они обезличиваются, становятся друг другу неинтересны, становятся лишь конкурентами на жизненном пространстве, то тогда трудно требовать уважения к конкуренту. А если бы мы сознавали, что традиции всех народов России – это наше общее богатство, то про чукчей мы рассказывали бы не анекдоты, а легенды и предания. Нам были бы интересны и кавказские народы, мы бы заинтересовались их этническими традициями, бытующими внутри их национальных сообществ. Нам были бы интересны и гастарбайтеры, о чем они говорят на непонятных нам языках, о чем они думают. Нужны институты, изучающие национальные традиции и искусства. Это единственный способ избавиться от обидных слов», – считает пастырь.

«В отношении сербов, например, в русском лексиконе нет никаких обидных слов. Нет, потому что мы этот народ любим, почитаем, знаем его. Так же мы должны знать те народы, с которыми мы жили, живем и будем жить бок о бок. Пока же недостатки национальной политики государства пытаются латать такими мелкими методами, которые не приведут ни к чему иному, кроме как к новому словотворчеству. Вместо известных слов появится новый словарь выражений, которые не будут зафиксированы и за них будет невозможно привлечь к штрафу. Это единственное к чему может привести такой закон. Ну и, конечно, насильно мил не будешь, никого не заставишь любить, тут нужна мудрая национальная политика. До революции всё-таки отношения между народами Российской империи были достаточно гармоничными. Не существовало таких понятий как «лицо кавказской национальности». Даже слово «хохол» было достаточно нормативным словом без какой-либо отрицательной оценки. Это основывалось на том, что русский народ уважал себя, он был первенствующим в семье народов, был при общем равноправии ведущим. Среди всех народов страны солирующий голос принадлежит русскому народу, это очевидно из нашей истории и современности. И этому голосу надо дать право звучания. Но в политике, как всегда, всё делается с точностью до наоборот. Устраняется не причина, а следствие. Но таким образом вылечить болезнь невозможно», – заключил протоиерей Геннадий Беловолов.

Русская народная линия, 16.02.2011