Курение вызывает IPO
// «Мегаполис» Игоря КЕСАЕВА выходит на Лондонскую биржу
Крупнейший российский дистрибутор табачных изделий группа «Мегаполис» Игоря КЕСАЕВА готовится провести IPO: уже этой осенью компания может продать на Лондонской бирже до 30% своих акций, в том числе часть акций из доли господина Кесаева. Объем размещения может превысить $1 млрд, а капитализация компании — более $4 млрд. Рынок табачных изделий в России не растет, и «Мегаполису» нужны средства для переориентации в универсального дистрибутора, работающего в странах СНГ и Восточной Европы.
О планах «Мегаполиса» (входит в ГК «Меркурий» Игоря Кесаева) провести IPO в Лондоне сообщило вчера агентство Reuters со ссылкой на источник, близкий к сделке. Один из инвестбанкиров рассказал «Ъ», что «Мегаполис» встречался с инвесторами в рамках non deal road show в апреле и мае. «Первая реакции инвесторов была положительной»,— говорит собеседник «Ъ». Организаторами IPO выбраны Credit Suisse, JP Morgan, Deutsche Bank, «Ренессанс Капитал» и «Тройка Диалог» совместно со Сбербанком.
Основу бизнеса группы «Мегаполис» составляет дистрибуция табачных изделий. Группа является эксклюзивным дистрибутором на территории России табачных корпораций Japan Tobacco, Philip Morris и Imperial Tobacco и, по оценкам участников рынка, контролирует более 70% оптовой торговли сигарет в России. Кроме того, «Мегаполис» имеет дистрибуторские контракты с пивоваренной компанией «Балтика» (Carlsberg Group), с производителями чая и кофе Sara Lee (Moccona, Pickwick), Milagro Food, M.J.F. Teas (Dilmah), а также с производителем батареек Energizer. В 2010 году «Мегаполис» вышел на рынок Украины, купив местных дистрибуторов табака ООО «Вест-Тобакко-Групп» (ВТГ) и «Подилля-Тютюн».
Источник, близкий к размещению, уточнил, что продать планируется до 30% акций, сформированных из дополнительной эмиссии и акций существующих акционеров.
Источник подчеркнул, что речь идет о размещении только акций «Мегаполиса»: в сделку не войдут другие активы «Меркурия» (в их числе уже торгующаяся сеть дискаунтеров «Дикси», компания «Меркурий-Девелопмент», ОАО «Завод им. В. А. Дегтярева» и др.). Представитель «Мегаполиса» от комментариев отказался.
«Мегаполис» никогда не раскрывал своих финансовых показателей. В рейтинге «200 крупнейших непубличных компаний России», составленном журналом Forbes, дистрибутор занимал третье место с выручкой 225,9 млрд руб. в 2009 году ($7,1 млрд по среднему курсу за 2009 год). В 2010 году выручка «Мегаполиса» в России была около $8 млрд, рентабельность по EBITDA компании находится на уровне 5%, EBITDA, соответственно, около $400 млн, сообщил один из инвестбанкиров, ссылаясь на топ-менеджеров «Мегаполиса». С учетом бизнеса на Украине выручка может быть больше, отмечает он. «Мегаполис» вышел на Украину в 2010 году, выкупив контроль над двумя местными табачными дистрибуторами — ООО «Вест-Тобакко-Групп» (по данным агентства «Интерфакс-Украина», выручило за девять месяцев 2010 года примерно $187 млн) и компанией «Подилля-Тютюн» (ее продажи в 2009 году также составили около $180 млн).
Директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко считает, что «Мегаполис» должен стоить на уровне $3,6-4,2 млрд. Он учитывает мультипликаторы западных дистрибуторов — 6-7 EBITDA 2011 года. В 2011 году, по его оценкам, EBITDA «Мегаполиса» максимум вырастет на 15%, то есть до $600 млн. Исходя из такой оценки, «Мегаполис» может привлечь в ходе IPO до $1,3 млрд. Организаторы оценивают «Мегаполис» вдвое дороже — в $8 млрд, утверждают источники Reuters.
Текущая модель бизнеса «Мегаполиса» вряд ли устроит инвесторов, считает Алексей Кривошапко: росту акционерной стоимости компании не поспособствуют сам табачный рынок и усиливающееся госрегулирование отрасли. По данным ассоциации «Табакпром», за последние десять лет потребление сигарет в России практически не менялось и было на уровне 380-390 млрд штук в год (около $13 млрд). Если после выборов чиновники и депутаты вернутся к своим прежним идеям, предусматривающим увеличение акцизов на табачную продукцию в десять и более раз, то теневой рынок вырастет с нынешнего 1 до 20%, говорит глава агентства «Русский табак» Максим Королев. Кроме того, в сентябре прошлого года правительство утвердило антитабачную концепцию до 2015 года, предусматривающую полный запрет рекламы табачной продукции и запрет на курение в общественных местах.
«Мегаполис» учитывает эти риски и хочет перепрофилироваться: долгосрочная цель компании — создать универсального международного дистрибутора, работающего в странах СНГ и Восточной Европы, сказали Reuters два источника, знакомые с планами компании. Покупка активов на Украине — первый шаг в осуществлении этой стратегии, говорят они.
Олег ТРУТНЕВ, Кристина БУСЬКО,
«Коммерсантъ», 16.06.2011
Фото: Валерий Левитин / Коммерсантъ