Кавказу напишут новую историю
//Удастся ли заменить вредные мифы полезными?
Учебники по истории, издаваемые в кавказских республиках, вместо того, чтобы просвещать — разжигают межнациональную рознь. С этим уже согласился даже министр образования Фурсенко на недавней встрече с сенаторами. Почему так происходит и что нужно «подправить в истории» – на этот вопрос попыталась ответить Общественная палата, собрав за круглым столом десятки экспертов.
Представитель института востоковедения РАН Фасих Бадерхан видит в происходящем западный след: «Еще в 19 веке европейские спецслужбы работали на Кавказе, и когда какие-то народы собирались добровольно войти в состав России, они назначали там имамов, которые начинали национально-освободительную борьбу». Вот и сейчас не без их участия в кавказских учебниках подробно описывается, как Шамиль воевал, но не упоминается, что он завещал своим потомкам никогда больше не воевать с Россией.
Большинство же собравшихся считают, что причину нужно искать не «за бугром», а у себя. «Возьмем федеральный школьный учебник. В нем история Северного Кавказа начинается в 18-19 веке, а до этого ничего не было. Да и после этого целые десятилетия пропадают. Вот этот вакуум местные историки и заполняют», – считает член ОП Александр Соколов, а директор национальной библиотеки Чечни Эдильбек Хасмагомадов уточняет: «Люди в республиках начали интересоваться своей историей, а академическая наука этим не занимается. И вместо серьезных ученых за дело берутся самоучки, политизированные дилетанты, которые пишут историю одного народа за счет уничижения других».
Так Кавказ наполняется опасными мифами. «Народы Дагестана спорят — чья это историческая территория, а кто гость. Это от незнания того, что вообще-то «коренных народов» на этой территории нет, все туда пришли», – говорит доктор исторических наук Абдулгамид Булатов. «Нагайцы живут по всему Кавказу, но сейчас у них появился миф, что равнинная территория региона раньше принадлежала исключительно их «нагайской орде», – рассказал сотрудник отдела Кавказа института этнологии РАН Ахмет Ярлыкапов. – Северная Осетия начинает отождествлять осетин со скифами, вайнахи считают себя древними египтянами, завладевшими в свое время всем Кавказом, а ингуши — богоизбранным народом. Эти мифы сначала появляются в относительно ученой среде, потом попадают в СМИ, потом в учебники и сталкивают людей».
Чтобы покончить с вольницей, ученые предлагают ввести новую академическую науку — кавказоведение. А представитель минрегиона Александр Журавский считает необходимым подготовить единый учебник по родной истории и культуре для всех республик Кавказа. Он должен позволить детям изучать не каждый народ по отдельности, а все вместе. Причем культуре в нем должно отдаваться главное место, только потом — история.
«История — не икона, а живой организм, – уверен представитель ассамблеи
народов Грузии Гоча Дзасохов. – Ее надо преподнести так, как она смотрится лучше всего. Наши народы должны в ней объединиться ради наших детей и забыть обиды. Например, я — осетин — горжусь, что наш Магас — цветущая столица Ингушетии».
Какими бы благими ни были намерения, написать единую компромиссную историю будет непросто. Даже на этом сверхконструктивном заседании ОП разгорелась нешуточная баталия на частную тему: считать ли олимпийский 2014 год годом окончания геноцида черкесского народа, а Сочи — местом этой трагедии, нужно ли покаяние перед черкесами, кто его должен принести, и в рамках ли олимпийской программы. А сколько таких «частностей» в нашей истории…
Михаил ЗУБОВ,
«Московский комсомолец», 14.02.2011
Фото: uvao.ru