Грузия: реалии и мифы. Часть 1. Экономика
В мировых средствах массовой информации в последнее время настойчиво пропагандируются исключительно положительные итоги правления команды президента Грузии М.Саакашвили. Некоторые доморощенные российские и зарубежные специалисты преобразования в экономике, социальной жизни и внутренней политике Грузии трактуют едва ли не как восьмое чудо света. К тому же они пытаются сделать вывод о том, что это «чудо» вынудит Москву пойти на восстановление отношений с Тбилиси. Так ли это на самом деле?
«Грузия должна продать все, кроме совести».
К.БЕНДУКИДЗЕ, министр экономики Грузии в 2003 году
Справедливости ради нужно отметить, что до прихода к власти М.Саакашвили Грузия представляла собой экономически нищую и полуразрушенную республику, где постоянное снабжение водой, газом и электричеством было пределом мечтаний простого населения. В бывшем СССР республика была полностью дотационной (в 80-е годы дотации в 7 раз превышали объём ВВП Грузии), однако уровень жизни грузин был одним из самых высоких в стране. Влияние коррупции и семейных кланов, уровень беззакония и преступности были самыми высокими в СССР. Развал некогда единого государства и утеря статуса привилегированного поставщика традиционных продуктов (чай, вино, мандарины, гвоздики), сокращение потока туристов и перманентное политическое противостояние, внутренний вооруженный конфликт и военная нестабильность привели к падению в 1994 году ВВП Грузии на 70 процентов.
По данным МВФ, за последние годы страна превратилась в динамично развивающуюся страну с одними из самых высоких в мире темпов роста (в лучшем 2007 году, по данным того же фонда, рост ВВП составил более 12 процентов). Если в 2003 году госбюджет Грузии составлял 400 млн. долларов, то в 2009 году эта цифра выросла в 10 раз и достигла четырех миллиардов. Средняя зарплата в стране по состоянию на начало 2010 года увеличилась более чем в четыре раза и, по данным Национальной статистической службы Грузии, приблизилась к отметке в 350 долларов.
Вполне естественно, на Западе заговорили о беспрецедентности грузинских реформ, об удивительной метаморфозе экономики страны. Агентство международного развития США расценило эти преобразования как «самые глубокие, обширные и быстрые, которые были осуществлены какой-либо из стран мира за последние 50 лет». Западные СМИ в большинстве своём твердят о неимоверных успехах государства, которое чуть ли не впереди планеты всей. Президент М.Саакашвили поспешил объявить о желании его страны стать первым современным демократическим государством на Кавказе. Грузины грезят амбициями стать вторым Сингапуром или Гонконгом, а посол Грузии в Украине Катамадзе прогнозирует, что через 2-3 года Грузия превзойдет арабский Эмират Дубай.
Перестройка по-грузински… или о чём не говорят российские СМИ
Как полагают эксперты американского Агентства международного развития, рецепт «грузинского чуда» прост — железная политическая воля, резкая либерализация и буквально параноидальное уничтожение коррупции в Грузии. Каковы же, по мнению аналитической службы Академии торговли Masterforex-V, рецепты и алгоритмы «грузинского чуда»? И на какой политической кухне смешивались его ингредиенты?
Наиболее важные составляющих перемен:
Резкая либерализация экономики – в стране реально сократили государственное регулирование всех сфер жизни:
- за короткое время отменено 84 процента лицензий и разрешений, регулирующих ведение бизнеса государством. Оставили их в основном только на важные виды деятельности, например, касающиеся здоровья людей.
- перевод регистрации собственности и бизнеса на принцип «единого окна». В частности, теперь для регистрации автомобиля требуется чуть ли не 15 минут, земельный участок можно оформить за четыре дня, а открыть предприятие и того менее – за день. Выписку из реестра можно получить у окошка офисов Национального агентства публичного реестра или через специальный терминал, электронную книгу, интернет. В будущем обещают использовать банкоматы как терминалы для выдачи выписок из реестра. Всё ради оперативности и прозрачности регистрационных процедур.
Успехи Грузии по части создания благоприятного экономического климата в этом году были отмечены Всемирным Банком, определившим ей 11-е место в мировом рейтинге лёгкости ведения бизнеса (несколько лет назад она занимала 59-е место). Грузия опередила в этом списке Швейцарию, Францию, Германию и Японию.
Грузия ликвидировала санэпидемнадзор, пожарную инспекцию и ещё десятки проверяющих органов, паразитировавших на бизнесе. По свидетельству очевидцев, это нововведение никоим образом не отразилось на качестве обслуживания и безопасности клиентов в ресторанах, кафе и многочисленных традиционных забегаловках;
- отменён ряд налогов и снижены оставшиеся (с 21 вида налогов их количество уменьшилось до шести: подоходный налог – 20 процентов, налог на прибыль, НДС, акцизный налог, налог на недвижимость и таможенная пошлина). Количество таможенных тарифов сокращено до двух ставок (0 и 12 процентов), тогда как прежде их было 16, и доходили они до 30 процентов. Установлен нулевой таможенный тариф на импорт 90 процентов всех товаров. Таможня не занимается сбором налогов, а контролирует товарооборот, поддерживая отечественных товаропроизводителей умеренным протекционизмом;
- одновременно был ужесточён режим сбора налогов. По данным все той же грузинской статистики, теперь в бюджет поступает почти 100 процентов налогов. В то же время оппозиция ссылается на результаты изучения этого вопроса австрийской компанией «Eurobserver», обнародованные весной 2009 года. По данным «Eurobserver», уровень теневой экономики в Грузии составляет 68 процентов ВВП и является рекордным на всем постсоветском пространстве. Грузинское правительство с такой оценкой категорически не согласно и назвало результаты исследования «абсурдными, некомпетентными и слишком необъективными»;
- фискальная нагрузка на бизнес в Грузии составляет 26 процентов. По этому поводу журнал «Forbes» в 2010 году по лёгкости уплаты налогов назвал Грузию самым либеральным режимом Европы и четвертым в мире после Катара, ОАЭ и Гонконга.
- проведена радикальная и масштабная приватизация всего и вся. Начиная с 2003 года, в стране было приватизировано около четырех тысяч объектов на общую сумму 1,38 миллиарда долларов (среди инвесторов – арабы, турки, украинцы и, конечно, россияне, например, РАО ЕЭС, занимающееся производством и распределением электроэнергии). В этом году Грузия собирается продать последнее из нажитого за годы советской власти – стратегические объекты, прежде включённые в перечень национального достояния: газопровод Моздок — Тбилиси — Ереван, службу аэронавигации и контроля за воздушным пространством. Стоит вопрос о приватизации железных дорог;
- снижение до минимума расходов на социальные нужды. В стране практически ликвидированы бесплатная медицина, жильё и прочие социальные программы. Средняя пенсия долгое время не превышала семи долларов. Повышение ее до 50 долларов произошло в последние годы. Только в 2010 году и только детям из социально незащищенных семей планируют выдавать бесплатные учебники и пособия (хотя прежде президент обещал каждому первокласснику подарить по ноутбуку);
- сравнительно небольшой рост инфляции. По итогам экономического развития рост инфляции в 2010 году запланирован в размере 6 процентов. Однако подобный уровень инфляции правительство удерживает прежде всего за счет сохраняющейся низкой средней заработной платы (около 330 долларов), мизерных пенсий по старости и нетрудоспособности и сокращения до минимума социальных пособий населению;
- использование международных кредитов и зарубежных финансовых поступлений. По официальным данным, в 2010 году внешние заимствования Грузии составили 2710,6 миллионов долларов, в том числе от Международного валютного фонда 1200 миллионов и 118 миллионов от России. К концу года правительство ожидает дополнительное поступление в сумме 400 миллионов долларов. Кредитование Грузии осуществляется под финансовые гарантии США.
Немаловажную роль в наполнении экономики валютными средствами играют поступления денежных средств от частных лиц. По оценкам грузинских специалистов, проживающая за рубежом грузинская диаспора ежегодно переводит соотечественникам на родине примерно 0,8-0,9 миллиарда долларов. Это примерно 1,6 миллиона грузинских беженцев (26 процентов населения), покинувших Грузию с началом военных действий против Абхазии, а затем после серии переворотов и «революции роз». Основная масса этой категории грузин (примерно 600 тысяч человек) нашла приют в России. Второй по численности грузинских эмигрантов (более 400 тысяч человек) является Греция. Остальные проживают в странах СНГ, Восточной и Западной Европы и Канаде.
Повторяем, что все выше перечисленное широко тиражируется на Западе и в самой Грузии, как исключительные достижения М.Саакашвили и его команды. Следует признать, что часть сделанного бесспорно облегчает ведение бизнеса. Однако методы некоторых нововведений и их официальные результаты все же вызывают обоснованные сомнения.
Приватизация, или процесс передачи государственного имущества в частные руки происходил стихийно, в условиях отсутствия необходимых законодательных актов и без разработки соответствующей концептуальной программы и политики. Процесс приватизации сопровождался массовыми хищениями государственного имущества с последующей распродажей. Наибольшая часть созданного за десятилетия огромного общественного достояния практически за бесценок перешла в собственность слоев, разбогатевших на нетрудовых доходах, и отдельных лиц, тесно связанных с мафиозными структурами.
Широкие массы трудового населения и, особенно сельчан, по существу остались без собственности. Поспешная и необоснованная ликвидация крупных высоко рентабельных и доходных чаеводческих, виноградарских, цитрусовых и плодоводческих специализированных хозяйств оказалась губительной для экономики. Если в лучшие времена Грузия экспортировала до 50 – 60 миллионов бутылок вина, то в 2009 году — чуть более 10 млн. Правда, в 2010 году, в основном благодаря потребителям в Украине, Польше странах Балтии, произошёл некоторый рост продаж. Аналогичная ситуация и с экспортом минеральных вод, цитрусовых, фруктов и овощей.
Примерно то же самое происходило и в промышленном секторе экономики. Новоявленные доморощенные «бизнесмены» пустили с молотка оборудование заводов, шахт, обогатительных предприятий и фабрик. Все, что можно было продать, продавалось. Остальное уходило на свалки.
В настоящее время тяжелая промышленность представлена заводом по производству локомотивов, шестью шахтами, предприятием по выпуску автомобилей, предприятием по выплавке ферросплавов, железа, стали и металлопроката. Официальная статистика утверждает, что в 2009 году доходы в госбюджет от выпуска продукции этой отрасли промышленности составили около 40 процентов. Что касается продукции железнодорожной тяги, то вполне можно понять необходимость этого вида производства для собственных национальных нужд.
А вот рекламируемая Грузией собственная автомобильная промышленность, ориентированная не только на внутренний, но и на внешний рынки вызывает сомнения. По заявлению премьер-министра Н.Гилаури, его страна закупает автомобили за рубежом. Быть может, на смену некогда выпускавшимся в Кутаиси «рыдванам» типа КаЗ пришли новые марки? Однако в каталогах и доступных для читателя журналах по этой тематике нигде нет каких-либо сведений.
Теперь о прокате стали. Известно, что при старых властях в городе Рустави был построен регионального значения металлургический комбинат полного цикла для производства труб, имевших огромное значение для нефте- и газодобывающей отраслей экономики.
Сегодня российский импорт руды частично заменен поставками из Украины. Но она стала дороже российской и, по сведениям грузинской стороны, в последнее время немалая доля стали в Рустави выплавлялась из вторичного сырья. В подтверждение этому является решение М.Саакашвили о введении дополнительного акциза на металлолом. В дополнение необходимо пояснить, что истинными владельцами металлургического комбината в Рустави являются представители деловых кругов Украины и Великобритании.
Далее. По предварительным оценкам правительства Грузии, рост ВВП за первое полугодие 2010 года составил от 5,5 до 6 процентов. По словам того же Н.Гилаури, достижению высокого результата в немаловажной степени способствовало привлечение капиталов в гражданское строительство. Это так. Но что скрывается за этими данными?
Европейский союз в октябре 2008 года принял решение о выделении Грузии 4,5 миллиардов долларов сроком на три года для ликвидации последствий «российской агрессии». В том числе на строительство жилья для 35 тысяч беженцев из Южной Осетии. При этом часть этой суммы в размере 2 миллиардов выделялась в качестве гранта, а другие 1,5 миллиарда долларов как практически беспроцентный кредит. Это несмотря на то, что страны-доноры оценили общий ущерб Грузии от войны с Южной Осетией в размере чуть более 135 миллионов долларов. Вот на эти деньги и ведется строительство. Государство на эту цель не потратило ни одного лари.
«Победные реляции» грузинских официальных властей о кардинальной реконструкции «морских ворот» – порта Поти, также подвергаются большому сомнению. Порт и его будущая инфраструктура по сути на корню проданы арабской компании «RAK Investment Authority» (ОАЭ), арендовавшей в 2008 году порт на 99 лет. Она же с июля 2010 года вступила во владение 98,26 процентами акций аэропорта Поти.
Строительство морского порта Поти ведут рабочие из Индии, Пакистана, Бангладеш под присмотром хозяев. Но на территории будущего порта нет ни одного грузинского специалиста или рабочего. Более того, в перспективе не предусматривается участие грузинских специалистов в эксплуатации этого объекта… Вот такая правда.
«Финансовый сектор растет очень быстро и эффективно. …основные сферы роста (экономики) – это туризм, финансовый сектор и инвестиции международных организаций в инфраструктурные проекты. Это основа экономического роста Грузии». (Из интервью Н.Гилаури).
Хуже лжи нет ничего, кроме полуправды. Как и в предыдущих ссылках на позитив, премьер лукавит. Безусловно, для развития туристической индустрии в первую очередь необходимо создание широкой сети гостиниц различного класса. Н.Гилаури гордится привлечением иностранного капитала в ведущееся на побережье от Батуми до Поти строительство нескольких крупных отелей мировых брендов. Казалось бы, лучшего не пожелаешь для экономики страны…
Однако и в этом случае не все так просто. Дело в том, что сами гостиницы и прилегающая к ним территория морского побережья несколько десятилетий не будут принадлежать государству. Грузия будет получать деньги лишь за предоставление аренды, то есть мизерную часть. Хорошо, если бы иностранные владельцы в перспективе привлекли представителей титульной нации к обслуживанию туристов в новых отелях, но надежд, скажем откровенно, мало. С учетом иностранного опыта, владельцам выгоднее и безопаснее для бизнеса использовать труд наемных рабочих из Юго-Восточной Азии или даже среднеазиатских стран СНГ, трудовая репутация которых весьма высока.
Похоже, пожелания бывшего премьера К.Бундукидзе о том, чтобы Грузия все продала, кроме совести, начинают сбываться.
По словам грузинского премьера, «основу экономического роста Грузии» также составляют «финансовый сектор и инвестиции международных организаций». Оспорить невозможно – истинная правда.
По сведениям «Бизнес Грузия», в августе 2009 года внешний долг Грузии составлял 3,1 миллиарда долларов. Наиболее крупными кредиторами Грузии стали Всемирный Банк и Международный валютный фонд. По данным Центра исследования экономических проблем Грузии, в 2013 году на обслуживание и выплату внешнего долга понадобится 771,76 миллионов долларов, что составляет 25,2 процентов бюджета страны за 2009 год.
Со ссылкой на статистику грузинского Национального банка, российская газета «Взгляд» оценивала размер внешнего долга Грузии по итогам 2009 года в 8,631 миллиарда долларов, что составляло 80,3 процентов ВВП. По данным газеты, в 2013 году Грузии потребуется (по курсу на март 2010 года) 458,4 миллиона на обслуживание долга и 48,25 миллиона долларов на выплату процентов.
Долги, разумеется, рано или поздно придется возвращать. И первый этап – 2013 год. Грузинские экономисты из числа противников М.Саакашвили прогнозируют дефолт: государство не сможет обеспечить выплату всех долгов. Экономика государства, существующая фактически на внешние заимствования, обречена.
Инвестиционные потоки в Грузию в 2009 году сократились в два раза по сравнению с неблагополучным 2008 годом. За первый квартал 2010 года в бюджет страны поступило всего 6 процентов от прогнозированного годового объема инвестиций. И это при том, что в 2010 году запланирован дефицит государственного бюджета в размере 10 процентов.
Грузия по ВВП на душу населения в 2009 году занимала 149 место из 228. Позади нее из постсоветских государств оказались только Кыргызстан, Молдова и Узбекистан. Сегодня Грузия по экономическим показателям не дотягивает и до половины своих достижений 1990 года. В соседних Азербайджане и Армении этот показатель намного выше.
Власти в Тбилиси утверждают, что экспорт товаров грузинского производства в 2010 году по сравнению с предыдущим годом вырос чуть ли не 25 процентов. За счет чего? Может, за счет увеличения средств, получаемых от транспортировки по территории страны нефти из Азербайджана в Турцию? Так или иначе, в экономике сохраняется отрицательный внешнеторговый баланс: импорт товаров почти в четыре раза превышает экспорт. Отрицательное сальдо составляет 29 процентов ВВП.
Отдельно стоит отметить колоссальные военные расходы, которые за шесть последних лет выросли с 0,78 до 9,5 процентов от ВВП. При правлении М.Саакашвили на армию и полицию, их вооружение и материально-техническое оснащение потрачены миллиарды долларов. Реальные данные о том, во что обошлось Грузии «обеспечение свободы и безопасности», и сейчас представляют государственную тайну.
До войны в августе 2008 года грузинские вооруженные силы обладали вооружением, по количественным и качественным показателям превышающим армии ряда стран не только Восточной, но и Западной Европы. Только ленивый не участвовал в военных поставках Грузии. Обучение военнослужащих и полицейских осуществляли лучшие зарубежные специалисты, получавшие значительные денежные вознаграждения. На их содержание были израсходованы астрономические суммы. Так, например, американский инструктор ежемесячно получал до четырех тысяч долларов.
Война 2008 года реально показала недееспособность грузинской армии. Значительная часть военной техники и оружия была утрачена. Однако, по оценкам независимых экспертов, Грузия уже полностью восполнила военные потери, и в вооруженных силах нет недостатка в оружии и военной технике. Опять-таки нужно отметить, что М.Саакашвили, лично курировавший создание национальной армии, готовил ее не к обороне. Под ширмой демагогических заявлений президент легкомысленно рассчитывал использовать вооруженные силы для решения главной политической проблемы – возвращения утраченных де-факто Абхазии и Южной Осетии.
Ю.ВЕСЕЛОВ,
сайт «Российский миротворец», 9.02.2011