Для профилактики национализма в школах могут ввести новый предмет
// Депутат Госдумы, лидер Партии пенсионеров Игорь Зотов предложил добавить в программу обязательный курс «Народы России и стран ближнего зарубежья»
Российская партия пенсионеров за справедливость озаботилась этнологической и географической безграмотностью населения и в качестве одного из способов решения этой проблемы предлагает добавить в школьную программу предмет «Народы России и стран ближнего зарубежья». Письмо об этом направлено в Минобразования на прошлой неделе и разослано для ознакомления профильным комитетам Госдумы.
Новый предмет, по плану разработчиков, познакомит школьников с национальными особенностями и культурой населяющих Россию народов, а это, в свою очередь, поспособствует формированию общероссийской идентичности.
— В школах, на уроках истории, географии или обществознания практически не рассказывают об этническом многообразии нашей Родины, а если рассказывают, то фрагментарно. Нет чего-то унифицированного, — объяснил «Известиям» необходимость нового курса автор инициативы, лидер Партии пенсионеров Игорь Зотов.
Школьники не знают о народах, проживающих в соседних регионах, сокрушается депутат и в качестве доказательства приводит цифры опроса, проведенного в 17 субъектах федерации. Более половины опрошенных не смогли назвать второй по численности народ в России, не знают вероисповедания армян, ингушей или калмыков, 40% учеников затруднились назвать три восточнославянских языка.
Помимо общего образования, что само по себе хорошо, новый курс — это профилактика межрелигиозной и межэтнической напряженности.
— Данный проект — прививка от национализма и ксенофобии. Но новый предмет не должен вызывать отторжения у школьников, поэтому уроки надо сделать интересными, — подчеркивает депутат.
Помимо курса, разработчики проекта считают также необходимым написать учебное пособие и разделить его на несколько глав — например, народы Урало-Поволжья, коренные народы Сибири и Дальнего Востока, народы Северного Кавказа, народы Прибалтики, Белоруссии, Украины и Молдавии.
— Представленная программа особенно актуальна сейчас, в период генезиса Евразийского проекта. В перспективе указанные предложения должны лечь в основу единого образовательного, языкового и ментального пространства в Евразии, — заключает Зотов.
По мнению зампредседателя комитета Госдумы по образованию Алены Аршиновой («Единая Россия»), не только детям, но и родителям будет интересно ознакомиться с этим курсом.
— Не стоит беспокоиться за лишнюю перегруженность или насыщенность программы, дети впитывают как губки. Каждый уважающий себя взрослый человек обязан знать историю народов России, но узнавать это необходимо с детства, — подчеркнула депутат.
По словам депутата, она будет рада, если Минобрнауки поддержит эту инициативу.
Председатель комитета Госдумы по делам национальностей единоросс Гаджимет Сафаралиев также считает, что идея Партии пенсионеров хорошая. Но при этом он отмечает, что можно было бы не вводить отдельный курс, а дополнить существующие и сделать историю обязательным предметом ЕГЭ.
— Я считаю, что знание — это путь к объединению, интеграции. Незнание — это, наоборот, путь к отчуждению, к конфликтам, — добавил Сафаралиев.
Этнологическая безграмотность не связана с каким-либо культурным уровнем человека, рассказал сотрудник кафедры этнологии исторического факультета МГУ Дмитрий Опарин, консультировавший разработчиков инициативы.
— Я принимаю экзамены в МГУ на историческом факультете у первокурсников, и многие называют армян мусульманами, а простейший вопрос — назовите славянские народы или языки славянский группы — многих ставит в тупик.
Гигантский ресурс многонациональности, по мнению Опарина, в России совершенно не реализуется, хотя мог бы очень хорошо сыграть и экономически, и культурно, и репрезентативно.
Школьный курс, по плану разработчиков, должен быть рассчитан на учебный год и преподаваться либо в восьмом, либо в 10-м классе, так как в старших классах «формируется мировоззрение и представление о стране».
Татьяна ШАРАПОВА
«Известия», 13.03.2013