Осетия Квайса



Цхинвальский разлом

// Обсуждение нового договора об интеграции с Россией вызвало в Южной Осетии политические баталии

В Южной Осетии все меньше напоминаний о войне 2008 года: в Цхинвале завершено восстановление основных дорог и улиц, город покрыт асфальтом, и пыль, которая в течение нескольких лет беспокоила жителей города, теперь побеждена. В черте города закончены почти все строительные работы.

В Северном микрорайоне выросло несколько многоквартирных домов — в них уже к весне обещают переселить жителей из аварийных многоэтажек на южной окраине Цхинвала. Отстроены или реставрированы все административные здания, пострадавшие во время августовской войны 2008 года.

Уже в этом году власти обещают завершить строительные работы по восстановлению здания государственного драматического театра, расположенного на Театральной площади, в центре города. Это здание советской эпохи стало для местных жителей своего рода символом независимости: в театре ставили спектакли на осетинском языке, он всегда собирал полный зал, а в тяжелые периоды, когда решались важные политические вопросы, на площади у театра собирались люди.

Зимой 2011 года, после выборов президента Южной Осетии, на этой площади собралось несколько сотен человек, которые простояли тут почти две недели: они считали, что кандидат Алла Джиоева одержала победу, но победу у нее забрали. Соперником Джиоевой был глава местного МЧС Анатолий Бибилов (сейчас он лидер парламентского большинства и спикер парламента), которого, как считали в Цхинвале, поддерживал Кремль: накануне выборов ему пожал руку Дмитрий Медведев — публично, на камеру. Анатолий Бибилов тогда не стал президентом, и Алла Джиоева тоже.

В результате многодневного уличного противостояния был найден компромисс в виде новых выборов, в которых не участвовал ни один из этих кандидатов. Республику возглавил Леонид Тибилов, бывший глава местного КГБ, фигура неконфликтная и компромиссная. Именно с президентством Тибилова в Южной Осетии связывают мощный скачок в восстановительных работах — сегодня их без сомнения можно назвать законченными. Даже печально известный кинотеатр «Чермен», который, по документам, восстанавливался несколько раз, а на деле стоял разрушенным, сдан в эксплуатацию, и теперь там показывают новинки мирового кино.

Впрочем, президент Тибилов вряд ли сумел бы справиться в одиночку с коррупционной вертикалью, которая связывала чиновников Южной Осетии с московскими. Сейчас здесь многие говорят о том, что важную роль в «наведении порядка» сыграл Владислав Сурков, помощник президента РФ, отвечающий за Южную Осетию и Абхазию.

Сам господин Сурков, побывав в конце 2014 года в Цхинвале, похвалил президента и правительство Южной Осетии: «Нынешнее правительство республики работает наиболее эффективно за все время послевоенного сотрудничества Южной Осетии и Российской Федерации». По словам представителя Старой площади, выполнены не только восстановительные работы, но и все, что было запланировано в инвестиционной программе на 2014 год.

Казалось, что теперь жители Южной Осетии смогут отдохнуть от послевоенных треволнений. Но этого не случилось. Экономика Южной Осетии полностью зависит от ситуации в России, местного производства здесь почти нет, цены в магазинах Цхинвала уже сопоставимы с московскими, и они растут, чего нельзя сказать о зарплатах.

К росту цен и неуверенности в завтрашнем дне добавляются проблемы в социальной сфере. В Цхинвале до сих пор невозможно пройти полноценное медицинское обследование, потому что не хватает специалистов и современного медицинского оборудования.

При этом в правительстве отмечают, что молодые специалисты готовы вернуться в Южную Осетию, как вернулся, к примеру, Маир Кокоев, ставший главным врачом республиканской соматической больницы — на операции к нему приезжают даже из Северной Осетии. Но нехватка специального оборудования и невысокие зарплаты медиков не позволяют рассчитывать на скорое решение этой проблемы. Только к следующему году в рамках Инвестиционной программы планируется строительство нового родильного дома и операционного блока.

Непросто устроить ребенка в детский сад. Местные СМИ часто рассказывают об открытии детских садов, но проблема остается острой: в дошкольные учреждения ходит три тысячи детей. А еще две тысячи ждут своей очереди. «В республике 21 детский сад, но более половины из них все еще закрыты на плановый ремонт»,— поясняет министр образования Южной Осетии Марина Чибирова.

В правительстве полагают, что актуализация проблемы детских садов связана и с приростом населения, однако официальных данных на этот счет нет: только в октябре 2015 года будет проводиться перепись. Напомним, что в последние годы власти говорили о 30-35 тыс. граждан Южной Осетии, живущих в республике.

В конце 2014 года к экономическим и социальным проблемам жителей Южной Осетии добавились политические: представители партии «Единая Осетия» выложили в социальные сети проект договора между Российской Федерацией и Южной Осетией о союзничестве и интеграции. В нем предлагалось упразднить силовые структуры Южной Осетии и передать их полномочия российским силовикам и правоохранителям.

Напомним, что во второй половине 2014 года такой же документ обсуждался между Россией и Абхазией. Предыдущий президент Абхазии Александр Анкваб считал, что в новом договоре нет нужды, поскольку тесное сотрудничество между Москвой и Сухумом было прописано в предыдущем документе, появившемся сразу после того, как Россия признала Абхазию. Летом 2014 года Анкваб был смещен с президентского поста. Вскоре после этого новый договор о союзничестве и интеграции между Россией и Абхазией был одобрен в Сухуме, а 23 января 2015 года его ратифицировала Госдума.

Этот документ предполагает более тесную интеграцию абхазских силовых структур с российскими, однако в нем нет и речи о полном упразднении этих структур. Источники «Власти» в Сухуме утверждают, что в первоначальной версии договора у Абхазии было значительно меньше независимости, однако «в процессе переговоров удалось убедить московских коллег, что настаивать на переводе абхазской армии под полный контроль российской не нужно, потому что это приведет к волнениям».

Теперь похожая ситуация и в Южной Осетии. Утечка в интернет проекта договора об интеграции, который назвали парламентским, вызвала в Цхинвале настоящий переполох. Политики, общественные деятели, журналисты и блогеры заговорили о том, что Южную Осетию пытаются лишить независимости за ее спиной: упразднение собственных силовых структур ставит под сомнение и государственность, и независимость.

Партия «Единая Осетия», которой приписывали авторство «парламентского проекта», официальных заявлений не делала, однако в социальных сетях ее представители приводили аргументы в пользу «полной интеграции» с Россией: после подписания такого договора зарплаты в Южной Осетии достигнут уровня российских, граница будет на замке, поскольку отвечать за нее будет Россия, а за безопасность можно не беспокоиться, ведь Россия уже неоднократно доказывала осетинам, что способна их защитить.

Ожесточенные баталии в социальных сетях проходили при полном молчании официальных СМИ. На этом фоне президент Тибилов сформировал из членов правительства рабочую группу, которая должна была предложить свой, президентский, проект договора Южной Осетии с Россией. Презентовал этот проект глава МИД Южной Осетии Давид Санакоев 17 января. В новой версии предлагалось сохранить все силовые министерства Южной Осетии и координировать их работу с российскими коллегами в рамках объединенной группировки войск.

«Я счел необходимым обнародовать проект договора, над которым работала рабочая группа при президенте, поскольку в открытом доступе уже находились другие версии договора,— рассказал «Власти» Давид Санакоев.— Я уверен, что этот шаг был совершенно необходим для того, чтобы прекратить нагнетание страстей и политические спекуляции. Я считаю, что каждый гражданин Южной Осетии имеет право знать, какие варианты договора предлагаются. А власть обязана это право граждан уважать».

Однако появление «правительственного» проекта договора вовсе не разрядило обстановку. Партия «Единая Осетия», имеющая в парламенте большинство голосов (20 из 34 мест), в официальном заявлении пригрозила министру Санакоеву импичментом, а председатель парламента Анатолий Бибилов в интервью журналисту «Эха Кавказа» назвал действия Санакоева безответственными. Санакоев, в свою очередь, заявил о том, что проект, лоббируемый «Единой Осетией», не является конституционным: «Передача части полномочий нашего государства, на которых основывается его суверенитет, стало бы грубейшим нарушением Конституции Южной Осетии. И я уверен, ни для кого, тем более для председателя законодательного органа, этот шаг не может быть приемлемым».

В конце января к обсуждению договора официально подключилась Москва. В Цхинвал приехали представители администрации президента РФ, и совместная группа экспертов и политиков приступила к разработке очередного проекта, который мог бы устроить всех. Работа этой группы проходила несколько дней в условиях строгой секретности. «Государственным СМИ настоятельно рекомендовано воздержаться от публикаций»,— сообщает неправительственный медиацентр «Ир».

Тайной за семью печатями остался и состав рабочей группы, и даже место ее встреч. Источники «Власти» в правительстве Южной Осетии полагают, что «это сделано во избежание давления на работу группы». На момент сдачи номера в печать никакой открытой информации о работе этой группы в Цхинвале не было, известно лишь, что в нее не вошли ключевые министры правительства республики.

Руководитель медиацентра «Ир» Ирина Гаглоева отмечает, что непрозрачность процесса обсуждения договора создает много слухов и будоражит людей: «Непонятно, какой именно проект обсуждает эта группа. Абсолютно непонятен механизм работы совместной группы — кто в нее входит, кто принимает решения, куда дальше пойдет этот проект? Будет ли Южная Осетия его направлять в Россию, или он уже спущен в Южную Осетию из Москвы?» Гаглоева убеждена, что упразднение силовых министерств «категорически неприемлемо»: «Это ущемляет интересы и наши, и России, признавшей независимость Южной Осетии. Мне как историку этот проект кажется похожим на некий закон по управлению Южной Осетией».

В свою очередь, председатель Государственного комитета информации, печати и массовых коммуникаций Южной Осетии Вячеслав Гобозов убежден, что ничего страшного пока не происходит: «Совместная группа уже работает над согласованным вариантом договора, определенные противоречия есть, но они, я думаю, будут легко устранены еще на стадии работы совместной рабочей группы».

В условиях острой нехватки официальной информации активизируются самые неправдоподобные слухи — например, о том, что Москва может договориться с Тбилиси и в обмен на отказ Грузии от интеграции в НАТО «отдать» ей Южную Осетию. Никаких логических оснований для этого слуха нет: во-первых, отзыв признания Южной Осетии для России — удар по имиджу; во-вторых, Грузия не отказалась от евроатлантической интеграции и не раз заявляла, что не намерена торговаться на эту тему; в-третьих — Россия не хочет терять Закавказье, а Южная Осетия — это один из ключей к региону. Однако в поствоенном обществе страхи часто оказываются сильнее логики.

На прошлой неделе гражданские активисты создали в Цхинвале координационный совет политических и общественных организаций и обратились к президенту Леониду Тибилову с просьбой защитить Конституцию Южной Осетии. Они убеждены в том, что и конституция, и независимость, и сама республика — под угрозой исчезновения. Совет пригласил президента на встречу, президент не пришел, но прислал своего представителя.

«Нам сообщили, что работа по договору начинается с чистого листа, и заверили, что нарушений Конституции не будет,— рассказал «Власти» член координационного совета, создатель общественного движения «Твой выбор, Осетия» Алан Джуссоев.— Для нас важно было получить от властей такое обещание. Мы хотели донести до президента Южной Осетии, что, оказывая ему доверие и поддержку как гаранту Конституции, надеемся на то, что Основной закон Южной Осетии будет защищен».

Главный вопрос, который волнует жителей Южной Осетии, сформулировал один из собеседников «Власти»: «Зачем Москве этот договор?» Напомним, что еще весной прошлого года в Абхазии Владислав Сурков объяснял представителям местной Общественной палаты, что после присоединения Крыма Россия получила новые вызовы от западного сообщества, североатлантический альянс будет расширяться, и поэтому необходимо «укрепить» отношения Абхазии и России. Однако, по мнению собеседников «Власти», прежний договор между Россией и признанными ею республиками вполне отвечал и «новым угрозам», и интересам России в регионе.

Впрочем, нельзя исключать и того, что Абхазия и Южная Осетия действительно рассматриваются Россией как оборонительные рубежи: не секрет, что перспектива евроатлантической интеграции Грузии давно пугает российское руководство, а в условиях всевозрастающего противостояния между Россией и Западом роль двух закавказских республик заметно возрастает.

В то же время в Цхинвале задаются вопросом: если Южная Осетия так нужна России, почему России не присоединить ее, ведь, в отличие от абхазов, местные жители всегда мечтали о вхождении в состав РФ?

«Мы за Российскую Федерацию. Мы здесь на протяжении 20 лет своей кровью защищали интересы России, и сегодня никто не может сказать, что мы можем выступать против России,— говорит экс-министр обороны Южной Осетии, бывший командир отдельной горной роты Бала Бестауты.— Если бы сейчас речь шла о вхождении Южной Осетии в состав России отдельным субъектом, то никто не был бы против. Но сейчас нам навязывают договор, который ставит нас в непонятное положение — мы не часть России и не отдельное государство. И это вызывает очень большое беспокойство у людей».

Россия не намерена присоединять признанные ею в 2008 году республики — об этом в январе в очередной раз заявил замглавы российского МИДа Григорий Карасин: «Мы признали Абхазию и Южную Осетию независимыми республиками. Мы сейчас делаем очень много, чтобы обеспечить их международное признание, развиваем с ними отношения на сугубо двусторонней межгосударственной основе. Я убежден, что это сохранится…»

Действительно, присоединение республики, которую большинство стран мира до сих пор считает оккупированной территорией, не отвечает интересам России, и так получившей много проблем после присоединения Крыма. Возможно, новый договор об интеграции, который де-факто сольет Южную Осетию с Россией, но де-юре сохранит ей независимость,— единственный для Кремля способ прочно закрепиться в регионе. Но в таком случае Москве необходимо приложить больше усилий для разъяснения своей позиции, полагают собеседники «Власти».

«Меня как человека, воевавшего за независимость Южной Осетии, не может не беспокоить, что один из первых пунктов этого договора говорит о передаче Министерства обороны,— объясняет Бала Бестауты.— Южная Осетия своей кровью завоевала право на собственную армию, и сейчас нас лишать ее нельзя. К сожалению, всегда могут найтись отдельные чиновники при погонах, которые будут подрывать основы российского государства. Мы в Южной Осетии прекрасно помним, что здесь происходило в начале 90-х, когда генерал Малюшкин вывел отсюда внутренние войска, и мы в ночь на Рождество 1991 года оказались один на один с грузинскими подразделениями. Министерство обороны — это основа нашей государственности, и до вхождения в состав Российской Федерации нам необходимо его сохранить».

Публикация проектов интеграционного договора с Россией уже привела к противостоянию между исполнительной и законодательной властями Южной Осетии. Политический кризис разгорается и может привести и к более серьезным конфликтам: сторонники первого проекта договора уже обвиняют его противников в антироссийской позиции. Недавно члены партии «Единая Осетия» сообщили в социальных сетях, что намерены провести 1 февраля на центральной площади, у здания театра, «митинг-концерт» в поддержку своего проекта договора о сотрудничестве и интеграции. Впоследствии, правда, информация была скорректирована: мероприятие перенесли на неопределенный срок.

Однако даже намека на уличное противостояние достаточно для того, чтобы жители республики поняли: ситуация серьезная. Здесь все прекрасно помнят, что такое же противостояние в Абхазии закончилось отставкой президента Анкваба. Кстати, и здешнего президента Леонида Тибилова упрекают в тех же ошибках, что и его бывшего абхазского коллегу: он мало общается с представителями СМИ и не высказывает своего мнения по важным для республики вопросам. Даже проект договора, который разрабатывался рабочей группой при главе Южной Осетии, обнародовал не президент.

Впрочем, в парламенте уверены в том, что в Южной Осетии повторения абхазского сценария не будет.

Вице-спикер парламента, член партии «Единая Осетия» Дмитрий Тасоев заверил «Власть», что проект, предложенный его партией, вызывает протест исключительно у чиновников: «Людям, которые занимают определенные посты во властных структурах, не выгодно, чтобы был какой-то контроль со стороны Российской Федерации над прокуратурой, МВД и т. д. с целью выявить те нарушения, которые были в финансово-экономической сфере. Они хотят, чтобы, например, судебная система была подконтрольна только исполнительной власти, и никому больше».

Ирина Гаглоева возражает: «Я не видела ни одного чиновника, который открыто против, зато я видела много гражданских активистов, которые обеспокоены возможным ущемлением интересов Южной Осетии и возмущены тем, что жителям республики не дают полной информации о происходящем».

У вице-спикера Тасоева есть свой проект договора с Россией, и он тоже недавно появился в соцсетях. Дмитрий Тасоев полагает, что управление силовыми структурами Южной Осетии необходимо передать «органам союзного государства», которые в мирное время подчинены президенту Южной Осетии, а в военное — российскому командованию. Это своеобразный компромисс между первой и второй версиями договора. Однако проект Тасоева, по его собственному признанию, был «проигнорирован» и партией «Единая Осетия», и рабочей группой при президенте. Теперь же, по мнению вице-спикера, «все закончится подписанием договора, представленного российской стороной». Договор о союзничестве и интеграции между Россией и Южной Осетией будет подписан до конца февраля.

Лана ПАРАСТАЕВА, Ольга АЛЛЕНОВА
«Коммерсантъ Власть», 02.02.2015