Андрей ВАЛИЕВ: «Борьба – это все, что я умею, это то – чем я живу»
Андрей Валиев – победитель только что завершившегося первенства мира среди юниоров по вольной борьбе, двукратный чемпион Европы среди юношей, бронзовый призер взрослого чемпионата России, кроме того, победитель различных международных турниров.
Родился и вырос спортсмен во Владикавказе. В секцию вольной борьбы пришел в 5 лет. Тогда он, конечно, не мог предполагать, что пройдет время и борьба станет для него смыслом жизни, тем стержнем, который помогает формировать характер. Андрей не привык себя жалеть, так как в большом спорте ленивым просто не место. На тренировках и на ковре нужно выкладываться полностью, чтобы показать результат. Именно этому правилу и следует 20-летний спортсмен.
По приезду из Венгрии, Андрей ВАЛИЕВ пришел в редакцию сайта «Осетия-Квайса» со своей золотой медалью и рассказал корреспонденту Залине ПЛИЕВОЙ о победе на первенстве мира и увлечениях вне спорта.
– Твои ощущения после триумфа в Венгрии?
– Если честно, у меня как-то все прошло. Эмоции уже позади. Теперь нужны новые победы.
– Как тебя встретили родные?
– Очень хорошо. Телефон со вторника не замолкает.
– Кто же тебя так беспокоит?
– Все. И это приятное беспокойство. Поздравляют с победой.
– Первенство мира – твой первый международный турнир?
– Да нет. Я до этого старта много раз участвовал в международных соревнованиях. В 2006 и 2007 годах боролся на первенствах Европы среди юношей. Могу похвастаться: когда выезжаю за границу, всегда привожу только «золото».
– И венгерские соревнования не стали исключением…
– Ну, да!
– Сразу акклиматизировался?
– В Будапеште было так же, как и в Осетии – невыносимо жарко. Хотя в зале было прохладно. Я просто в Москве простыл и в Венгрию приехал с высокой температурой. Естественно, из-за этого мне бороться было тяжелее.
– Какая именно схватка была самой сложной?
– Конечно, первая.
– Почему?
– Потому что первая. Она всегда бывает самой тяжелой. Тут нужно почувствовать ковер, размяться. Да и соперники были серьезные.
– Можно главного оппонента назвать?
– Так все четверо таковыми и были. Каждый выходил, чтоб победить. Это же чемпионат мира, куда собираются все сильнейшие вольники. Поэтому никогда не надо смотреть, к примеру, он француз, значит, окажется слабее тебя, так как борьба у них не особо развита. Это грубейшая ошибка.
– В финальной схватке ты встречался с турком Ибрагимом Болукбаши, которого буквально смял на ковре – 14:6! Плюс ты выдал целый арсенал приемов.
– Не поверите, сам не понял, откуда они взялись. Прежде я никогда такие броски не делал.
– В Будапешт ты полетел с Аланом Гогаевым, который, как и ты, стал чемпионом. Сейчас он отправится на сборы в Адлер, будет в составе сборной России готовиться к взрослому чемпионату мира. А ты?
– А мы вместе на сборы поедем. Я же после Волгограда тоже вошел в состав взрослой команды страны.
– В Москву же на сентябрьский чемпионат мира без тебя поедет. Не обидно?
– Вы что? Он очень хороший парень. Редко кому из юниоров удается попасть во взрослый турнир. Алан молодец! Я желаю ему всего самого хорошего!
– Благодарю за такое откровение, но продолжим о твоих успехах. Какая из медалей наиболее тебе дорога – венгерская золотая или бронзовая отечественная?
– Однозначно первая. Для меня даже юношеское «золото» на чемпионате Европы дороже, чем «взрослое» российское третье место. Все-таки здесь ты – первый, а там – третий. Если бы на России я стал первым – это другое дело, а третье – чтоб победителю скучно не было. Хотя и «бронза» мне далась совсем не легко.
– Благодаря кому или чему ты стал чемпионом мира?
– Безусловно, я сам много пахал, но если бы не мой наставник Цезарь Тибилов, ничего бы не получилось. Он полностью меня понимает, всегда поддерживает. Когда надо, скажет нужные слова. За что я безмерно ему благодарен! Также с моей стороны будет неправильно не сказать о человеке, который и научил меня бороться.
– Юрий Михайлович Кишиев?
– Именно. Его смело можно назвать тренером от Бога. Юрий Михайлович и сегодня интересуется моими успехами, приходит в зал, внимательно следит за тем, как я расту. Он и как человек очень благородный и порядочный.
– Как ты к нему попал?
– Вообще спортом я начал заниматься рано – в пять лет. Меня бабушка привела за ручку к Кишиеву в зал. Первое время мама водила, а позже и сам справлялся.
– Бабушка твой самый ярый болельщик?
– На пару с дедушкой!
– Уникальный ты борец! Как в пять лет выносил спортивные нагрузки?
– Нагрузки у меня сейчас, а тогда я просто баловался на ковре. А параллельно ходил на бокс и на футбол. Можно сказать, искал себя в разных видах спорта. В итоге пришел к выводу, что именно вольная борьба – это мое.
– Футболистами Осетия богата, да и в боксе Хетаг Козаев показывал достойные результаты. К сожалению, его жизнь трагически оборвалась…
– Хетаг был моим крестным сыном. Я был шокирован, когда узнал о его смерти. Чего только о нем не писали, какие версии его гибели не выдвигали… Зачем лезть в личную жизнь? Спортсмен – это обычный человек, который тоже имеет право немного расслабиться.
– Как ты думаешь, профессиональному спортсмену допустимо отдыхать в ночных клубах, где уйма соблазнов?
– Каждый по-своему это делает. Мне, например, достаточно полежать дома на диване или выехать за город с друзьями, искупаться в речке.
– Кто твои друзья?
– У меня их много. Из борцов дружу с Аленом Засеевым, с Георгием Рубаевым, Русланом Плиевым. Да практически со всей сборной я в хороших отношениях.
– В вольной борьбе есть еще один Валиев, только Руслан. Вы братья?
– Однофамильцы, но я его считаю своим братом.
– А футболист Аслан Валиев из «Беслан-ФАЮРа» кем тебе приходится?
– Аслан – мой старший брат. Надеюсь, и он когда-то будет играть в премьер-лиге.
– Я только за!
– Спасибо!
– Андрей, у тебя уже есть опыт борьбы на российском, европейском и даже на мировом уровне. Какие чувства тебя сопровождают, когда выходишь на ковер и видишь своего соперника?
– Выиграть. Страха у меня никогда не было. Да и волнение прошло.
– Чем взрослая борьба отличается от юношеской и юниорской?
– Во взрослой лишние движения могут спортсмену очень дорого обойтись. Здесь нужно правильно повести схватку, то есть надо и головой думать. А для юноши, и отчасти для юниора простая физическая сила – уже большой плюс.
– Осетинские богатыри, где бы ни принимали участие, почти всегда бывают на высоте. Можешь открыть наш секрет успеха?
– Не скажу, что мы тренируемся больше других команд. Наверно, у осетин борьба в генах заложена, поэтому мы и побеждаем.
Многие спортсмены из других городов России мечтают тренироваться с нашими первыми номерами. Это уже о много говорит и также ко многому обязывает. Я рад, что представляю школу, где столько олимпийских чемпионов. Надеюсь, скоро и сам взойду на олимпийский пьедестал, но только в качестве победителя.
– Ну, что ж, постарайся, чтобы в 2012 году вся Осетия, и, в частности, читатели нашего сайта имели возможность горячо за тебя поболеть?
– После таких слов, точно постараюсь!
– Считаешь ли ты себя патриотом?
– Естественно.
– Как это проявляется?
– Когда я выезжаю за пределы республики, то, ведь представляю свою нацию, свой родной язык, культуру. Пока ни разу не подводил. Даже осетинский флаг с собой вожу. Кроме этого, мне приятно слышать о достижениях моих земляков, и не только борцов. На мой взгляд, это тоже элементы патриотизма.
– Ты знаешь, что «аланы» в свое время оказались и в Венгрии?
– Конечно. Там существует народ ясы, имеющий аланское происхождение.
– Правильно! Венгерскую кухню не попробовал?
– А другой там и не было.
– Как она тебе?
– Готовят венгры вкусно. Их еда принципиально от нашей ничем не отличается.
– Что любишь в осетинской?
– Пироги с сыром.
– С собой не повез?
– Да вы что… Мне же пришлось сбрасывать 6 кг.
– А как время убиваешь?
– Музыку слушаю.
– Какую?
– Разную, но больше люблю осетинскую. Перед соревнованиями всегда слушаю песню, которая посвящена борцам Осетии. У меня даже сейчас, как сказал о ней, мурашки по коже пробежали. Еще могу почитать притчи, афоризмы.
– А учишься ты где?
– Нигде.
– Серьезно?
– Школу окончил, а высшее получать не тороплюсь. Мне некогда.
– Ты меня удивил. Некоторые спортсмены умудряются сразу два диплома получить.
– Учиться никогда не поздно. Сейчас, я и не знаю, на какой факультет поступать. Борьба – это все, что я умею, это то – чем я живу. Борьба – моя профессия, любимое дело. И я буду стараться делать его хорошо.