Михаил БАКАЕВ: «Футболисту надо постоянно доказывать, что он чего-то стоит»
Михаил Бакаев – уже известная фигура в элите российского футбола. Он является опорным полузащитником махачкалинского клуба «Анжи», выступает под 20-м номером. Свою спортивную карьеру 22-х летний игрок начал в городе Цхинвал Южной Осетии, где он родился и жил до 14 лет. После Бакаев переехал в Северную Осетию и поступил в спортивную школу «Юность». Во Владикавказе и началось его футбольное восхождение.
Корреспондент сайта «Осетия-Квайса» Залина ПЛИЕВА позвонила Михаилу БАКАЕВУ в Махачкалу и поговорила с ним о погоде, футболе и настрое на предстоящий матч.
– Приветствую тебя!
– Привет!
– Как настроение?
– Отличное. Если бы еще не эта невыносимая жара… Благо, море рядом. Хоть как-то спасаемся от палящего солнца.
– Плавать умеешь?
– Конечно!
– Наверно, настроение у тебя приподнято еще и потому, что в воскресенье вы выиграли у томичей, за которых, кстати, играет еще один наш осетин – Георгий Джиоев, с разгромным счетом.
– Не скрою, рад и этой победе, и тому, что мы набираем очки!
– Для «Анжи» – это неожиданность или все-таки были уверены, что удача будет именно на вашей стороне?
– В принципе мы рассчитывали на победу. А возможности у нас были равные. Победил сильнейший, если так можно выразиться. Более того, команде Томска было легче, потому что они играли дома. Мы полностью отдались игре – вот и результат.
– Не за горами и матч с «Тереком». Какие будут прогнозы с твоей стороны?
– Воскресная встреча дала нам всем стимул больше работать, думаю, мы должны справиться. По крайней мере, постараемся не подвести своих болельщиков, а там, как получится. Не надо забывать, что это спорт, где бывают как приятные, так и неожиданные сюрпризы. Настрой у нас только оптимистичный! Рассчитываем исключительно на победу!
– Дай Бог, чтоб все так и получилось! Ты упомянул болельщиков, какие у тебя отношения с дагестанскими фанатами?
– В Махачкале болеть умеют – это однозначно. У наших дагестанских болельщиков есть большой плюс – независимо от результата они остаются до конца верными своей команде, всегда поддерживают, подбадривают. А это для игрока важно и ценно.
– А среди твоих друзей или знакомых есть человек, который яростней и преданней остальных за тебя болеет?
– Мои братья, родители и …
– Почему такая пауза? Твоя подруга?
– М-м…
– Как интересно! Свадьбой не порадуешь нас скоро?
– Нет пока.
– Рано?
– Ну, да. Я просто еще не готов к семейной жизни. Это серьезный шаг, который, на мой взгляд, нужно делать не впопыхах.
– Скажи, а как ты вообще пришел к тому, чтоб стать профессиональным футболистом?
– Я со второго класса играю и, если честно, не ставил для себя целью непременно оказаться в большом спорте. Это с возрастом пришло.
– А как в спортивной школе «Юность» очутился?
– На Юге Осетии после войны 90-х годов невозможно было элементарно жить, не то что – спортом заниматься. Наш Цхинвал сколько всего выдержал и сколько испытал разрушений – еще до августа 2008-го.
– В первую войну тебе всего пять лет было. Ты так хорошо помнишь те страшные события?
– Помню как раз смутно. Но то, как нас, детей, пытались спрятать, чтобы потом переправить во Владикавказ, эти бесконечные обстрелы я точно никогда не забуду. Война, тем более такая – это просто кошмар. Мы невольно становились взрослыми. Если надо было молчать – молчали. Даже вспоминать о таких тяжелых временах не хочется.
– Такое пережить – нелегко. Что чувствовал, когда узнал, что Грузия снова напала на Цхинвал в августе 2008 года?
– Я места себе не находил. На тот момент нас заселяли на базу «Алании». О футболе я и думать не мог, так как сильно переживал за родителей, близких, друзей, которые там живут… Очень трудно возвращаться к этой теме.
– Вернемся к футболу. На твой взгляд, почему одни воспитанники той же «Юности» достигают футбольных высот, а другие остаются за бортом серьезного успеха?
– Хороший вопрос! Но ответить сложно. Кому-то везет больше, кому-то меньше. Надо стараться, больше над собой работать, побеждать внутренние комплексы. Одним словом, не бояться трудностей и идти к намеченной цели. Бывает, что парень талантлив, но игра не идет. Вот здесь и нужно проявить твердость характера – не сдаваться, не пасовать. Футболисту надо постоянно доказывать и специалистам, и самому себе, что он чего-то стоит. Вот и все.
– Что чувствует игрок, когда его удаляют с поля, к тому же незаслуженно, как это было с тобой в прошлом году в матче с «Сибирью»?
– Ты правильно подчеркнула – это было незаслуженно и неприятно. Действительно, досадное удаление, хотя моей вины там практически не было. Я просто дал сибирякам понять, что материться – не хорошо. Я жутко не переношу нецензурную брань и при себе никому этого не позволяю.
– Слушай, недавно ведь и Цораева в матче против «Зенита» судья отправил в подтрибунное помещение? Тоже незаслуженно?
– Давиду можно было не давать вторую желтую карточку, но тут какие-то свои правила, которые нам, игрокам, не всегда понятны. Ясно же было, что человек просто был весь в эмоциях. Обидно же, что на последней минуте мы пропустили решающий мяч.
– Ты так основательно защищаешь своего одноклубника, а с кем еще из осетинских футболистов, играющих в российской премьер-лиге, дружишь?
– Цораев не просто хороший футболист, он еще очень порядочный человек и верный друг. Что касается, других ребят, с тем же Джиоевым из «Томи», с Дзагоевым, Касаевым, Гаглоевым я в прекрасных отношениях.
– Правда, что за молодого футболиста до 23 лет при переходе из одной команды в другую обязаны возместить прежнему клубу все понесенные расходы?
– Верно. Но возмещает клуб, а не сам футболист. К примеру, когда на трансферном рынке решился мой переход в «Анжи», им пришлось заплатить определенную сумму «Алании». Так положено.
– Чем ты так понравился махачкалинцам?
– Не знаю, может, разглядели во мне перспективного футболиста!
– Вполне возможно. Ты некогда играл за «Аланию». Значит, ее судьба тебе не должна быть безразлична?
– Возмутительно, что клуб осетинский и с таким названием, а осетин там практически не видно. И лидера у них нет, который бы сплотил команду. Они пока друг друга не понимают. Поэтому и сыграться не удается.
– Будем надеяться, что в ближайшее время ситуация измениться к лучшему.
– Иначе никак. Я очень хочу этого и желаю «Алании» скорейших успехов, прежде всего, достойной игры.
– Открой секрет, сколько раз ты отжимаешься и набиваешь мяч?
– Отжимаюсь раз 50, а мячом жонглирую более двухсот.
– Ты правша, левша или универсал?
– Вообще-то правша. Но я на этом не акцентирую внимания. Например, в «Алании» я два раза забил левой. Все зависит от ситуации.
– Борцы, к примеру, часто сгоняют свой вес, а футболисты?
– И нам приходится.
– В еде тоже нужно знать меру?
– Я люблю сладости, но из-за веса приходиться сдерживаться.
– Знаю, ты еще любишь шашлыки, а из осетинской кухни, что предпочитаешь?
– О-о, наши традиционные пироги! К сожалению, тут, в Махачкале, их некому печь.
– Какой стиль одежды предпочитаешь вне игрового поля?
– Вообще в моем гардеробе доминирует спортивная одежда. Но все зависит от того, куда иду.
– Какую музыку обычно слушаешь?
– В основном, осетинские песни.
– Чем помимо футбола интересуешься?
– Мечтаю научиться профессионально танцевать. Ведь у нас такие великолепные ансамбли, которые прославляют Осетию на весь мир – «Иристон», «Маленький джигит» и другие. Один наш прославленный в мире танца Нодар Плиев чего стоит. Другими словами, хореографа я себе точно найду, но времени пока нет.
– Твои пожелания Осетии?
– Чистого неба над головой, а всем футболистам – спортивной удачи!
Фото – ФК «Томь»