Осетия Квайса



ТХАПСАЕВ так входил в роль Отелло, что Дездемона в ужасе от него убегала

IMG_4698-2

Ольга РЕЗНИК

Сегодня исполнилось 100 лет со дня рождения народного артиста СССР, корифея осетинской сцены Владимира (Бало) ТХАПСАЕВА, чьи роли, без преувеличения сказать, вошли в сокровищницу советского и мирового театрального и киноискусства. Почтить память великого актера в пантеон Осетинской церкви во Владикавказе, где он похоронен, пришли представители  творческой интеллигенции Осетии, коллеги из Северо-Осетинского государственного академического театра, носящего имя Тхапсаева, официальные лица министерства культуры РСО-Алания, а также все те, кому памятно и дорого творчество истинно народного артиста.

IMG_4736-2После возложения цветов старейшая актриса Осетинского театра, заслуженная артистка России Вера УРТАЕВА, слегка волнуясь, сказала несколько слов об удивительном человеке и артисте, с которым ей посчастливилось играть на одной сцене.  И не просто играть, а быть самой Дездемоной великого «осетинского Отелло» (Владимир Тхапсаев был признан одним из лучших в мире исполнителей роли Отелло). Вера Дзабоевна назвала Тхапсаева «гигантом театрального искусства», рядом с которым просто невозможно было плохо работать. Своей мощью, отношением к профессии он мобилизовывал всех. «Тхапсаев был образцом для подражания, болел за престиж театра. Бало – это целая школа», – сказала Вера Уртаева.

Своими воспоминаниями о великом артисте с корреспондентом сайта «Осетия-Квайса» поделились и другие мастера осетинской сцены.

Заира ТХАПСАЕВА, народная артистка РСО-Алания, дочь Владимира Тхапсаева

IMG_4688-2Папа был фанатично предан театру, служению которому он посвятил всю свою жизнь. Даже дома он все время что-то бормотал про себя – репетировал. Как-то, будучи еще ребенком, я позвала его обедать, а сама, когда он вышел, заглянула в его заветную тетрадь, по которой он разучивал роль. Некоторые слова в тексте были подчеркнуты красным, то есть их он выделял как главные.

Иногда я пряталась и слушала, как он произносит монологи. Роли он знал назубок и очень огорчался, когда во время репетиции кто-то сбивался, забывая текст. Папа был требователен к себе и другим.

А в обыденной жизни он был очень скромным человеком, страшно удивлялся, когда его называли выдающимся артистом. Отец всегда был страшно занят, ко всем прочим заботам прибавлялось еще и то, что он дважды избирался депутатом Верховного Совета СССР, как мог, помогал людям. Был хлебосольным человеком, очень любил принимать гостей. Помню, как у нас гостили режиссер-постановщик художественного фильма «Чермен» Николай Санишвили, чародей танца Махмуд Эсамбаев. Махмуд вместе с отцом снимался в кинокартине «Я буду танцевать», где он играл роль сына, а папа – его отца. Во время съемок они сильно подружились. Писатели, поэты, художники – для всех были открыты двери нашего дома.

Конечно, отец был для меня примером во всем, равняясь на него, я тоже решила стать актрисой. Отец мой выбор одобрил. Одна из первых моих ролей в театре – это роль Эмилии в «Отелло», где мы с папой играли на одной сцене. Он, должна сказать, не играл, он жил жизнью Отелло. Помню, во время спектакля так посмотрел мне в глаза, что страшно стало. Недаром было и такое, что от него Дездемона убегала. Настолько все было правдоподобно и натурально…

Мурат КУМАЛЛАГОВ, заслуженный деятель искусств РСО-Алания

Благодаря Тхапсаеву, его малая родина – город Ардон – стала кузницей актеров. Я сам ардонский, и очень горжусь тем, что у нас, в Ардоне, есть сегодня народный театр имени Владимира Тхапсаева.

Бало – это наша гордость. Имя его хорошо известно не только в Осетии, не только в России, но и во всем мире.

Мне посчастливилось играть с Тхапсаевым в шести спектаклях. В работе он был принципиален и строг, требовал от себя и от других полной отдачи. Не дай Бог, если от кого-то из актеров во время репетиции пахло пивом…

И в тоже время он был необычайно чистым, добрым, доверчивым человеком. Никогда никого не обидел, не оскорбил. Уникальный большой ребенок.

Алан АЛБЕГОВ, заслуженный артист РСО-Алания

Для нас, актеров, пришедших в театр уже после Тхапсаева, Бало – это символ театра, образ театра, то, к чему нужно стремиться – высокий профессионализм, стиль, манера, благородство и сила.