Излечиться от чванства Грузии не удалось
Хромая грузинская пропаганда преподнесла как важную новость: Его Святейшество Католикос-Патриарх всея Грузии Илия Второй на приеме в честь своего дня рождения заявил что Абхазия и Цхинвальский регион не потеряны для Грузии, они временно находятся вне контроля. Мечты банкротов тешат их уязвленное самолюбие. Плюс вбрасывают необоснованные ожидания в грузинское общество. Чем вызвана подобная словесная физкультура, превосходящая расстоянием от жизненных реалий иллюзион Дэвида Копперфилда, размышляет главный редактор сайта «Осетия-Квайса» Игорь ДЗАНТИЕВ.
Илия Второй заявил буквально следующее: «Абхазия и Цхинвали – наша боль, но настанет благословенный день, когда оба эти региона вновь будут в составе Грузии». Он самоуверенно при этом подчеркнул, что быть под каблуком у Грузии в первую очередь нужно самим абхазам и осетинам, поскольку «тот, кто победит себя, победит врага».
По этой странной логике, а странного в постсоветской Грузии более чем достаточно, если Тбилиси перейдет под юрисдикцию Южной Осетии и станет третьим после Цхинвала и Квайсы городом республики, то грузины победят себя, а, значит, и осетин с абхазами. Такой вариант можно было бы рассмотреть, если бы не одно «но»: по справедливости Тбилиси должен перейти под крыло Армении. Его основали армяне, он долгое время был армянским городом, почему бы в XXI веке не восстановить историческую справедливость, о которой так пекутся на Западе!?
Что касается потуг грузинского религиозного деятеля, то ему бы не помнить, что его имя в Осетии ничего, кроме отвращения не вызывает. Какое еще чувство можно испытывать к перекрасившемуся дремучему националисту, который во времена Гамсахурдиа поощрял уничтожение инородцев, объявляя в противовес этому, что покушение на жизнь грузина – только и есть тягчайший грех. А вот убивать осетин, абхазов и всяких прочих греков – это вполне допустимо. Что с его благословения и происходило.
С тех самых пор Илия Второй – вне людского закона, а его высказывания – простое сотрясение воздуха. Обидно лишь то, что родился он во Владикавказе, что, конечно же, само по себе, не прибавляет жизненной проницательности, даже с годами.
Сказанное Илией Вторым симптоматично лишь по одной причине. Действительно, многие грузины думают так же, как он, – и те, кто находится в политической орбите, и те, кто вращается вне ее. А это, в свою очередь, свидетельствует о том, что Грузия так и не излечилась от присущей ей болезни, под названием «чванство». Ее представители почему-то продолжают считать себя если не всеземной, то кавказской элитой, отводя всем другим кавказским народам задворки для лиц второго сорта. Хотя никаких сколько-нибудь объективных оснований для таких высокомерных оценок не имеется.
Именно высокомерие, желание беззаботно княжить, на мой взгляд, и довело саму Грузию до нынешнего состояния. И это еще не финал. Перед самой войной августа 2008 года известный российский публицист Дмитрий Соколов-Митрич написал блестящее эссе «Грузии больше нет». Но и она не послужила предостережением.
Исторический процесс полураспада Грузии продолжается. «Каким ты был, таким ты и остался», – поется в известной песне. Какой была раньше сотканная из лоскутков Грузия – беспомощная, раздираемая внутренними противоречиями, терзаемая беспокойными внекавказскими соседями – такой, видимо, в итоге она и станет. Все идет к этому.