Алла ДЗГОЕВА: «Я всегда волнуюсь перед выходом на сцену – и так почти сорок лет»
Говорят, судьба играет человеком. А еще говорят, что случайностей не бывает. С этими высказываниями полностью согласна народная артистка Республики Северная Осетия-Алания, актриса Северо-Осетинского государственного академического театра им. В. Тхапсаева Алла Дзгоева. Она выбрала актерскую профессию вроде бы нежданно для себя и окружающих, но не жалеет об этом и тем более не считает себя в театре человеком случайным. Просто так распорядились звезды.
В труппу Осетинского театра Алла Дзгоева была зачислена в 1970 году после завершения учебы на актерском факультете ГИТИСа им. А. Луначарского. В первые же годы работы на сцене она решительно заявила о себе как творческая индивидуальность с хорошими внутренними и внешними данными, обладающая художественной фантазией, сценическим темпераментом, высокой требовательностью к себе. Все это помогло создать интересные характеры в классическом и национальном репертуаре. Это и Марья Антоновна в «Ревизоре» Н. Гоголя, и Нищенка в «Доме Бернарды Альбы» Г. Лорки, и Зина в «Колдунье Цыбырон» Х. Джиоева, Афсин в «Зяте Сырдона» и Муслимат в «Судьях» Г. Плиева, и Фаризат в «Соломане» Ф. Калагова, и Далауон в «Поминальщиках» Д. Туаева.
Время шло. Активно занятая в репертуаре театра, Алла Дзгоева с годами оттачивала свое мастерство. Сегодня ей под силу и остро характерные, комедийные роли, и образы глубокие, поднимающие со сцены социальные и нравственные проблемы, волнующие зрительный зал, заставляющие его сопереживать, активно мыслить. Актриса с одинаковым успехом может перевоплощаться и в воинствующую мещанку Мани в «Земных богах» В. Гаглоева, и в Хъалла в «Совести» А. Токаева, и в трогательную, до смешного добрую девушку Бача в «Кукле» Чкадуа, и в высоконравственную, не приемлющую никаких компромиссов с совестью Нуцу из «Матери сирот» Д. Туаева.
Бытует мнение, что талантливый человек талантлив во всем. И Алла Дзгоева в этом смысле не исключение. Она прекрасно поет, пишет стихи, переводит пьесы на осетинский язык, преподает актерское мастерство и художественное слово и является заботливой мамой четырех дочерей.
В канун Нового года с Аллой ДЗГОЕВОЙ встретилась специальный корреспондент сайта «Осетия-Квайса» Ольга РЕЗНИК.
– Вы мечтали стать актрисой?
– Не то чтобы мечтала. Но всегда очень любила кино. Даже собирала фотографии артистов, как и многие другие девочки во времена моей ранней юности. Моими кумирами были Вячеслав Тихонов и Нона Мордюкова. Кроме того, я неплохо пою русские и осетинские народные песни. Кстати, в этом направлении мне так и не удалось себя реализовать. Но в театр я попала случайно, хотя в душе всегда любила этот особый, загадочный и такой притягательный мир.
– Как же вы попали в этот «загадочный и притягательный мир»?
– В 1962 году я поступила на филфак нашего пединститута, это потом он стал университетом. Хорошо помню лето 1965 года. Мы с подругой Людой только что сдали сессию и договорились встретиться, чтобы пойти в библиотеку. Жила она на набережной Терека. Так вот, иду я к ней. А навстречу мне – ее дядя корифей осетинской сцены Маирбек Цаликов. Он меня увидел и говорит: «А я тебя ищу. Что если мы тебя в Москву сосватаем?». Я подумала, что за кого-то замуж меня хотят выдать. А Маирбек Курманович говорит: «Приходи завтра в два часа в театр». Я все поняла: до этого в газете видела объявление о наборе в театральную студию.
На следующий день я была в театре. Там народу – тьма: «Неужели они все собираются поступать. Но, думаю, зайду, раз старший попросил». Зашла и обомлела. Там сидят такие мэтры нашей сцены, как Кариаева, Каргинова, Гогичев, Хурумов. У меня аж коленки задрожали. И тут Георгий Хугаев сказал мне: «Садитесь». И попросил почитать что-нибудь. Мы, говорит, знаем, что вы учитесь, у вас хорошая, благородная внешность. Потом он обратил внимание на мои кудри. «Ваши волосы?» – спрашивает. – «Я их что – взаймы взяла, что ли?», – отвечаю. Потом я прочла сцену последней встречи Татьяны и Онегина, спела русскую народную песню «Вдоль по Питерской». «Хотите спою еще частушки», – говорю. Мне отвечают: «Давай». Наверное, оттого, что я не жаждала поступать, была совершенно раскрепощенной…
В итоге отобрали 30 человек. Исак Гогичев сказал мне: «Завтра на каблучках приходите». Но на второй тур я не пошла». Уехала домой в Эльхотово. Лето, каникулы. Устроилась работать на консервный завод. Сначала мне прислали телеграмму. Потом прибегает ко мне на работу младшая сестра и говорит: «Тебя дома ждут». Я бегом. А во дворе у нас второй секретарь райкома, директор театра Василий Текиев и Маирбек Цаликов. Мать с ними разговаривает: «Куда мы ее отпустим?» Пришел отец. Маирбек Цаликов ему говорит: «Хотим, чтобы Алла училась в Москве. Думаете, мы за всеми так приезжаем? Она подходит нам». – Отец: «Раз подходит – берите». Так я уехала в Москву.
Накануне отъезда меня пригласил к себе министр культуры Иван Александрович Гапбаев. Он сказал: «Вы не представляете, какое это счастье – учиться в Москве». Министерство выделило деньги на билет. Провожали меня старшая сестра Венера и весь мой курс из пединститута. Помню, Костя Бирагов нес мой чемодан.
Так я попала в сказку. Все-таки провинция есть провинция. Там, в Москве, я не пропускала ни одной премьеры. Очень любила ходить в Театр сатиры, в Художественный театр, Ленком. Театр им. Маяковского вообще был рядом с ГИТИСом. С удовольствием ходила и в театр им. Моссовета. Раневскую смотрела в спектакле «Дальше – тишина».
– В вашем репертуаре довольно широкий диапазон разнообразных характеров. А есть среди них роли, которые вам как человеку близки?
– Роли, как дети. Их нельзя делить на любимые и нелюбимые. Каждая роль дорога по-своему. Они мне трудно доставались. Курс, где я училась, был очень одаренным. Все – яркие индивидуальности…
– Театр не заслонил собой личную жизнь?
– Не успел заслонить. В 1970 году я вышла замуж.
– Муж тоже из мира театра?
– Нет, он инженер. Так вот, несмотря на то, что на мне репертуарный лист строился, успела я сыграть только Марью Антоновну в «Ревизоре» Гоголя… Знаете, дети, семья и театр не очень жалуют друг друга.
– И, тем не менее, вам многое удалось сделать. Вы снялись в фильме «Во всем виновата Залина», на телевидении вели детские, новогодние передачи, читали стихи на осетинском языке.
– Осетинский язык непростой. Соблюдать его мелодику трудно. Но похвалюсь: я хорошо говорю по-осетински. К слову, первый раз даю интервью на русском языке.
Но я отвлеклась. Мне довелось много работать в театре с Маирбеком Цихиевым, Георгием Хугаевым – он часто занимал меня в своих пьесах, с Анатолием Галаовым. Роли, которые мне давали, «ложились» на меня. Я часто играла женщин с неустроенной судьбой, начиная от Марьи Антоновны из «Ревизора» и закачивая Кукушкиной в «Доходном месте». Мне очень дорог образ Бача из спектакля «Кукла». Эта добрая, неустроенная женщина занимается тем, что устраивает чужие судьбы.
– То есть вы играли не саму себя, ведь неустроенной женщиной вас не назовешь?
– Нет, конечно. У меня судьба сложилась. Муж Таймураз Коченов всегда с пониманием относился к моей профессии. Ведь раньше мы часто бывали на гастролях, домой приезжали поздно. Но Таймураз, слава богу, относился к этому с пониманием. У нас четверо детей. Старшая дочь Жанна сейчас живет в Индии, она вышла замуж за индуса, который учился здесь, во Владикавказе, в медакадемии. У них две очаровательные дочурки. Вторая дочь Залина работает в УВКБ ООН. У нее муж грузин – Чкареули. У них замечательный сынишка… Младшие наши дочери Ирина и Зарина – близняшки. У обеих два высших образования. Так что, семья – это неплохо.
– Как же вам удавалось совмещать работу в театре и воспитание детей?
– Сама до сих пор удивляюсь. Бывало, спала по два часа в сутки, но все успевала. И все делала сама – и готовила, и стирала, и убирала.
– А ваше филологическое образование помогало вам в работе?
– Конечно, помогало. Могу сказать, что разбираюсь и в драматургическом материале, и в партитуре роли. Для меня важна логика поведения на сцене в тех или иных обстоятельствах.
Филологическое образование помогает мне и в работе со студентами. На актерском отделении факультета искусств СОГУ я четырнадцатый год преподаю мастерство актера и художественное слово. Студентам говорю: «Мастерству вас никто не научит». Я учу логическому мышлению на сцене в тех или иных обстоятельствах. Этому очень сильно помогает знание литературы.
Для меня фраза «Любите книгу – источник знаний» – не пустые слова. Я с детства знаю наизусть все стихи Корнея Чуковского, сказки. Очень люблю Пушкина. Даже написала о нем пьесу на русском языке. В ней прослеживается вся жизнь поэта. Люблю Тургенева. Лиза Калитина – моя любимая героиня.
– Не было желания поспособствовать постановке вашей пьесы о Пушкине?
– Я подумывала о том, чтобы отдать ее Вершинину, что она может быть поставлена в нашем Русском театре. Доработаю чуть-чуть и отдам. Может, Русский театр и поставит ее к юбилею поэта.
О моей любви к Пушкину хорошо знают и студенты. Они даже подарили мне его бюст. Сейчас у меня уже третий студенческий выпуск. С первым мы поставили два спектакля – «Труфальдино из Бергамо» Гольдони и «Цветок и кинжал» С. Кайтова. Со вторым выпуском поставили «Мнимого больного» Мольера. Я сама перевела пьесу на осетинский язык. Сейчас с третьим моим курсом работаем над спектаклем по пьесе Мольера «Мещанин во дворянстве». Ее я тоже сама перевела.
– Я слышала, что вы еще и стихи пишете.
– Иногда хочется высказаться, вот и получаются стихи, хотя, по большому счету, я это делаю для себя. С чего все это началось? Каждый из нас прошел через первую любовь… Как–то 8 Марта я купила бабушке цветы, шла поздравить ее и встретила свою первую любовь. Я уже была замужем, наши пути давно разошлись. Встретились, поговорили. Оказывается, он шел за мной с другого конца проспекта. Спросил, кому несу цветы… Потом нахлынули воспоминания, и я написала об этом монолог «Весна». Зинаида Хостикоева опубликовала его в журнале «Мах дуг».
Там же было опубликовано и мое «Письмо матери», повествующее о трудной судьбе поколения наших матерей. На мои стихи Борис Кокаев написал песню, посвященную матери и брату. Ее исполняла Ирина Дзасохова. На телевидении мы с Зинаидой Хостикоевой записали передачу.
Как-то у меня родился монолог мужчины и женщины. Он тоже о первой любви. В нем женщина задает мужчине вопрос: «Почему же ты не защитил нашу любовь?». Есть и стихи, посвященные моему родному селу Эльхотово.
– Не собираетесь опубликовать свое поэтическое собрание?
– Пока пишу в стол. Но, может быть, на что-то и решусь.
– Есть ли среди ваших учеников те, кем вы гордитесь?
– Разумеется, есть. Это Индира Бацазова, Гиви Валиев. Сейчас у меня хорошие студенты – Зарема Боциева, Иван Хугаев, Аида Кадзаева, Инара Лалиева. Хочу, чтобы их взяли в наш Осетинский театр.
Все-таки мудрое было принято в свое время решение – открыть здесь, во Владикавказе, факультет искусств с актерским отделением. Некоторые говорят: зачем он нужен? А я считаю, что нужен. Ведь, если наша молодежь сегодня уезжает в Москву учиться, то она там и остается. А нам здесь нужны кадры. И учим мы их все по той же системе Станиславского.
– Что бы вы пожелали молодым актерам?
– Наша профессия не из легких. Некоторые считают: да что в ней такого – вышел на сцену, попрыгал, поскакал. Но я-то знаю, какой каторжный труд за всем этим стоит. Я помню, с какой отдачей работал над ролью, как оттачивал каждое движение народный артист СССР Владимир Тхапсаев. В «Ревизоре» Гоголя он играл моего отца – Городничего. Второго такого Городничего я не видела. Просто удивительно: меня, молодую актрису, он спрашивал, не мешает ли он мне в работе. И подбадривал: «Хорошо работаешь!». Тхапсаев так самозабвенно работал над ролью, что рубашка на нем становилась мокрой. Помню, наша одевальщица тетя Нина переодевала его прямо за кулисами. Такая вот была самоотдача. Такой шахтерский труд.
Чтобы работать на таком накале, нужно любить свою профессию. Любовь порождает дисциплинированность, собранность. Этого я и желаю молодым актерам. Если мои студенты придут в театр и станут моими коллегами, хочется пожелать им чтить театральные традиции, согласно которым старшие заботятся о младших, а младшие уважают старших.
Я желаю молодым артистам быть духовно богатыми, не забывать, в каком измерении мы живем. Желаю им творческих успехов. А они приходят только через любовь к профессии. Желаю, чтобы они помнили, что любой спектакль – это экзамен. Я до сих пор волнуюсь перед выходом на сцену. Желаю, чтобы они не играли, а проживали чужие жизни, чтобы сказали со сцены что-то хорошее своему зрителю, умели ценить искусство, театр, который Гоголь не зря назвал трибуной, и чтобы они имели право вещать с этой трибуны.
А еще всем жителям Осетии желаю мира, удачи и процветания в Новом году!