Осетия Квайса



Петр ЧАЙКОВСКИЙ: «Казбек красуется во всем своем величии»

В этот день 195 лет назад родилась Надежда фон МЕКК (1831-1894), жена «железнодорожного короля» России, урожденная Фраловская. Она никогда не была во Владикавказе. Возможно, даже не знала о нем, пока ей не пришло письмо со штемпелем города на Тереке. Его послал великий ЧАЙКОВСКИЙ, которому Надежда Филаретовна покровительствовала.

Композитор не раз бывал на Кавказе. Он ездил в Тифлис к брату, Анатолию Ильичу, занимавшему пост прокурора окружного суда, а потом вице-губернатора.

Путь Чайковского неизменно пролегал через Владикавказ. Самый заметный след оставило первое знакомство.

Обстоятельства сложились так, что Петр Ильич не мог сразу достать экипаж. О том, как провел день, оставлена запись в дневнике:

«Погода великолепная. Горы видны ясно. После чая и устройства дела с коляской на завтра, я пошел гулять в самом лучшем настроении».

Фланируя по городу, композитор забрел на службу в Армянскую церковь, откуда вынес сильное впечатление «от новизны обстановки в этой литургии».

Тогда же, 29 марта 1886 г., отправил письмо фон Мекк.

«Милый, дорогой друг!

Как давно я Вам не писал! Где Вы теперь? На всякий случай пишу Вам это письмецо в Вену…

Вчера приехал сюда и надеялся сегодня же выехать в Тифлис, но не достал экипажа и лошадей, и выеду завтра. Впрочем, не особенно сокрушаюсь от этой задержки. Погода чудная – совершенная весна. Горы в виду моей гостиницы, Казбек красуется во всем своем величии, – вид изумительно чудный… Расположение моего духа чудесное, здоровье превосходно, одним словом, я чувствую, что путешествие это подействует на меня освежительно и благотворно».

Из дневника композитора известно, как складывался следующий день, проведенный во Владикавказе:

«Ходил один по направлению к горам… Нанял фаэтон и поехал по шоссе к маленькому укреплению у впадения речки (не помню названия) в Терек. Эта двухчасовая прогулка была очень приятна».

Из Тифлиса, где пробыл почти месяц, Чайковский, уехал в Батум, оттуда на пароходе – в Константинополь, затем – в Италию и Францию. И только тогда получил от фон Мекк ответ на свои послания, после чего снова порекомендовал ей повторить его путешествие.

«Милый, дорогой друг мой!

…У меня явилась смелость посоветовать Вам съездить будущей весной или ранней осенью на Кавказ…

В своем вагоне Вы доедете до Владикавказа, а там совершите менее чем в сутки переезд через горы по знаменитой Военно-Грузинской дороге до Тифлиса в коляске, с проводниками, с остановками в комфортабельных станциях, причем, я берусь через брата устроить, что на всех станциях Вам будут отводить царские комнаты. Много пишут и говорят про чудеса этой дороги, но действительность далеко превосходит все описания!»…