Осетия Квайса



В одной связке – через десятилетия

60 лет назад, в январе 1966 года, во Владикавказе в залах Художественного музея, который тогда не носил еще имя М.Туганова, открылась выставка мастеров изобразительного искусства Павла ЗАРОНА (1915-1991) и Василия ГЛУШКОВА (1915-1990). Она была приурочена к 50-летию самих художников и 25-летию их творческой деятельности.

А на финише минувшего, 2025 года в тех же музейных стенах на протяжении более двух месяцев вновь демонстрировались произведения этих интересных авторов.

И это даже скромно сказано. На вернисаже справедливо отмечали:

«Павел Миронович Зарон – певец осетинской природы, мастер лирического пейзажа, чье имя ярко сияло в искусстве Осетии ХХ века».

Спустя десятилетия удалось собрать обширную, но далеко не полную коллекцию видного живописца, заслуженного художника РСФСР и заслуженного деятеля искусств Северо-Осетинской АССР, который создал еще и целый ряд блестящих портретов современников – людей труда и представителей национальной культуры.

Почему не полную? Потому что Павел Миронович был сколь талантливым, столь и очень трудолюбивым мастером кисти.

«Только в 1965 году из цикла «Времена года» художником написано 58 картин», – писала 60 лет назад «Социалистическая Осетия».

И приводила еще один показательный пример. Оказывается, в 1955-57 годах на выставке советского искусства в Китае с успехом демонстрировалась работа П.Зарона «Верхний Унал». Сегодня ее (и не только) следы затерялись

Павел ЗАРОН. Возвращение с фронта.

Павел ЗАРОН. Город в горах.

Павел ЗАРОН. Золотая осень, 1957.

Павел ЗАРОН. Перегон овец.

Павел ЗАРОН. Женщины Фиагдона. 1966-67.

Павел ЗАРОН. Портрет знатной ковровщицы.

Павел ЗАРОН. Цейский пейзаж.

Своя биографическая изюминка есть и у Василия Павловича Глушкова. Он – один из самых талантливых учеников самого Махарбека Туганова, у которого брал уроки в Южной Осетии, в Сталинире. А потом играючи поступил в Московский институт им. Сурикова. Окончил его в трудное послевоенное время опять же не без помощи мэтра осетинского изобразительного искусства. Тот всячески поддерживал своего подопечного советами и даже помогал деньгами.

В экспозиции-2025 было представлено около 50 рисунков и литографий Василия Глушкова. А кроме того – еще и его переписка 1940-х годов с Тугановым, которая вполне достойна отдельного печатного или электронного издания как мощный срез национальной культуры того периода – настолько разнообразны были затрагиваемые темы, сюжеты и действующие лица. Для тех, кто интересуется историей Южной Осетии, обширное эпистолярное наследие было бы более чем ценным.

Василий ГЛУШКОВ. Вечер. Офорт. 1960-е.

Василий ГЛУШКОВ. Плавка. Из серии «На Электроцинке». Бумага, уголь. 1959-60.

Василий ГЛУШКОВ. На ДзауГЭСе. Литография. 1953.