Наша Победа. Гвардии лейтенант Григорий ДЗУСОВ
В когорте защитников Отечества, прославивших Осетию в годы Великой Отечественной войны, одно из самых ярких имен – уроженец Заманкула, знаменитый летчик, Герой Советского Союза Ибрагим ДЗУСОВ. Его воздушные подвиги гремели на всю страну. И в послевоенное время он оставался в объективе широкого общественного внимания.
Между тем на фронтах отважно сражались и два родных брата Ибрагима Магометовича (и сколько еще таких позабытых бойцов взрастила осетинская земля!). О ратных подвигах одного из них подробно написала осенью 1942 года «Московская правда». Воспроизводим этот текст полностью.
ОДИН ИЗ СЕМЬИ ДЗУСОВЫХ
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. (Спецкорр. ТАСС). Много своих верных сынов послала Советская Осетия на борьбу с немецкими захватчиками. Семья колхозников Дзусовых дала Красной Армии трех бесстрашных и мужественных воинов.
Старший сын дважды орденоносец Ибрагим Дзусов прославил себя как отважный летчик. Сейчас он командует полком истребителей.
Младший сын Петро Дзусов пехотинец-разведчик. Много раз он ходил с товарищами по вражеским тылам, добывал ценные сведения, приводил пленных. В одном из недавних боев его ранили. Петро приехал в Осетию залечивать раны, чтобы потом с новыми силами пойти в бой.
Средний сын Григорий Дзусов гвардии лейтенант, командир роты автоматчиков. Он воевал на Украине, в Крыму и сейчас защищает подступы к родному Кавказу. Здесь, в предгорьях, с особенной силой развернулся командирский талант молодого осетина.
В одном из боев под Моздоком батальон, которым командует капитан Коваленко, попал в тяжелое положение. Против него шли две немецкие дивизии, усиленные большой танковой колонной. Гвардейцы двое суток сдерживали натиск врага. Мужественно дралась рота Дзусова. Красноармейцы заходили в тыл и на фланги неприятеля, мелкими группами просачивались в боевые порядки противника и расстраивали их.
Когда соседняя рота оказалась во вражеском кольце, Дзусов послал на выручку к соседу группу автоматчиков в 19 человек. Автоматчики подкрались к немцам вплотную и дружным огнем разорвали вражеское кольцо, расчистили путь товарищам. Они держали под огнем два взвода противника до тех пор, пока не вышла из окружения вся рота.
Батальон держал участок обороны двое суток. Роте Дзусова пришлось драться здесь свыше трех суток. Когда все роты батальона были уже отведены на новый рубеж, Дзусов оставался на месте. Пять связных, посланных командиром батальона к Дзусову с приказанием отойти на новый рубеж, были убиты, а без приказа Дзусов не мог оставить свой участок. Наконец, шестой связист доставил приказ об отходе.
К тому времени рота Дзусова была уже полностью окружена врагом. Все вокруг простреливалось артиллерийским, минометным и пулеметным огнем, оставалось только узенькое ущелье, через которое можно было бы выйти. Но Дзусов знал, что это ущелье ловушка, оставленная врагом для того, чтобы одним коротким ударом истребить всю роту. Дзусов пошел на хитрость. Он решил вывести роту не по ущелью, а через бугор, занятый немецкими автоматчиками. Это был риск, но в основе его лежал безошибочный расчет опытного командира:
Дзусов повел роту к ущелью, потом вдруг круто повернул на бугор, и гвардейцы выскочили на самую вершину его. Огнем автоматов они отбросили гитлеровцев с вершины. Немцы открыли по ущелью оглушительный огонь из минометов и пушек. Но там никого не было. Когда же противник спохватился и перенес огонь на скат бугра, Дзусов со своей ротой был уже далеко на другом скате бугра. Рота вышла из окружения без потерь, а ней был лишь один раненый.
Так дерется с врагом молодой осетин гвардии лейтенант Григорий Дзусов. Недавно за боевые заслуги, за отличие в боях под Моздоком гвардии лейтенант Дзусов был награжден орденом Красной Звезды.



