Прозаик бездонного таланта

В этот день родился Аркадий ГАЙДАР (1904-1941), автор любимых книжек советских мальчишек – «Военная тайна», в которую встроена сказка о Мальчише-Кибальчише, и повести «Тимур и его команда».
В творческой биографии писателя значатся Осетия и Владикавказ, куда он прибыл пешком по Военно-Грузинской дороге 100 лет назад – в мае 1926 года.
«Через семь суток полосатые, как костюмы каторжников версты, показали нам – двум странствующим журналистам, что дорога пройдена – все 198 верст», – писал молодой Гайдар о своем путешествии во владикавказской газете «Власть труда».
И тут же разрушил только что приведенный арифметический аргумент, перекрыв его собственными чувствами, которые пронизали каждую его клеточку.
«Мы не меряли дорогу верстами, меряли впечатлениями и ощущениями, а потому мы прошли неизмеримо больше… Пройденная дорога ярким пятном надолго запечатлелась в нашей памяти», – провидчески заключил он.
И через год написал книжку «Всадники неприступных гор». В ней переплетаются фантастика и приключения, а в завершающей части за сюжетную линию взято путешествие из Тифлиса во Владикавказ. Для нас особый интерес представляют страницы, посвященные жизни горцев, в которых легко угадываются и осетины Кобийской котловины.
В повести Гайдара берут в плен хевсуры. И все время, иногда с ногайкой, допытываются, не осетин ли он.
«И я понял, что быть русским в данную минуту лучше, нежели быть осетином», – повествует Гайдар, будто заглядывая в постсоветское время, когда в Грузии наружу вырвался агрессивный, кровавый национализм.
Персонажа, взявшего его в плен, писатель преподнес читателю таким:
«Он с отрядом всадников скрывался на несколько дней для того, чтобы дикими тропами спуститься вниз, напасть внезапно на осетинский поселок, угнать скот и пограбить. Возвращаясь с добычей, созывал хевсуров своего племени, и в покоях каменного замка начинались пиры, попойки и увеселения»…
«Всадники…» читаются на одном дыхании, они написаны сочным, образным языком великолепного мастера слова. А ведь Гайдару было всего-то 22 года. Но уже тогда он доказал, что является прозаиком неизмеримо большого, бездонного таланта…



