Байдарский мост
И не только мост – в честь простого осетина-горца БИДАРОВА получили название еще и река, ущелье и горная вершина. Так гласит фамильное предание.
А в исторических источниках отмечено, что уже с начала XIX века проезжавшие из Владикавказа в Тифлис через Крестовый перевал цари, великие князья, знаменитые поэты и художники, прославленные генералы восприняли именно такое название этих мест по Военно-Грузинской дороге.
В «Герое нашего времени» Максим Максимович с почтением выразился о своенравной реке: «…Там, чай, Байдара так разыгралась, что и не переедешь».
Позже здешние горные просторы отображались на почтовых открытках Императорской России.
Многих путешественников, особенно в зимнюю пору, непогода вынуждала прервать путь. И тогда они часто находили приют у здешних осетин Бидаровых.
Когда снежные завалы перекрывали дорогу, Бидаровы звонили в специальный колокол, загодя предупреждая и ориентируя путников.
Долгое время обязанности служителя – «хозяина перевала» – исполнял Татий БИДАРОВ. Он был выходцем из селения Джимара и там носил фамилию Боцоев. Но все Боцоевы называли его Бидаром (Татий – церковное имя). Так и закрепилась за ним и его потомками новая фамилия.
В позднесоветское время Бидаровы рассказывали, что их предки жили на Крестовом перевале до середины 1930-х. Что касается Татия, то сохранилась история о том, как он спас от гибели в лютый мороз и сильнейшую пургу важного русского генерала: тот добрался до приюта на звук непрерывно гудевшего в снежной мгле колокола.
Генерал, прибыв Тифлис, приказал военным топографам называть отныне северные склоны Крестового перевала именем Бидара. Отсюда и пошло закрепившееся официальное название…





