Хирург, который удивил Европу и Америку
Есть имена, которые нетленны. Один из тех, кем по праву гордится Осетия, Сослан Давидович ДЗАХОВ (1928-2001), выдающийся хирург-травматолог, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач Северной Осетии, по инициативе которого были открыты травматологические отделения в Ардоне и Моздоке, детский ортопедический санаторий во Владикавказе, реабилитационное травматологическое отделение при физиотерапевтической больнице.
Медицина была его призванием. Профессиональный талант выпускника Северо-Осетинского мединститута раскрылся довольно быстро. Он получил всесоюзную известность в Ленинграде в качестве старшего научного сотрудника НИИ им. Г.И. Турнера. В 1963 г. газета «Ленинградская правда» подробно рассказала об одаренном хирурге из далекой Осетии.
ЧЕМ ВОСХИЩАЛСЯ МИСТЕР БЛАУНТ
Человек в белом халате и докторской шапочке низко склонился над письменным столом. Его темные глаза за большими стеклами очков быстро и сосредоточенно скользят по газетным строчкам… Позади тяжелый операционный день. Две сложнейшие операции прошли удачно, у остальных больных состояние нормальное.
Чем же взволнован Сослан Даудович ДЗАХОВ, старший научный сотрудник Ленинградского государственного научно-исследовательского детского ортопедического Института имени Турнера?
В газете «Социалистическая Осетия», которую доктор Дзахов получает из родных краев, опубликована заметка парижского корреспондента ТАСС. Ссылаясь на сообщение газеты «Либерасьон», автор пишет, что во Франции доктором Прюдоном сделана необычная операция ребенку 11 лет, страдающему врожденным недугом – укороченной правой ногой. В результате операции на бедре хирург добьется удлинения ноги ребенка на 7 сантиметров…
Сослана Даудовича Дзахова, недавно сделавшего очередную операцию на голени ребенка с укороченной ногой, сообщение из Парижа глубоко взволновало с профессиональной точки зрения. Единичные операции такого рода проводились и проводятся отечественными и зарубежными хирургами. Но проблема оперативного удлинения укороченной ноги оставалась до последнего времени не разрешенной. Ортопедическая обувь с толстой подошвой – это все, что могли предложить больным врачи…
Перед нами – 111 историй болезни, историй 111 детей, вылеченных доктором Дзаховым от тяжелого недуга.
Сережа П. Он родился здоровым, крепким ребенком, но вскоре врачи установили у него врожденное недоразвитие левой ноги. Она была тоньше и отставала в росте на 1 сантиметр в год. В возрасте 11 лет, когда нога стала короче на 8 сантиметров, Сережу приняли на лечение в институт… В мае 1959 ему сделали операцию, и через пять месяцев Сережа выписался. Обе ноги выровнялись.
После операции прошло более четырех лет. По фотографиям мы видим: маленький инвалид вырос в стройного юношу. В записи говорится: обе ноги растут одинаково, ходит в обычных ботинках, походка ничем не отличается от нормальной.
Сослан Даудович пришел в Институт имени Турнера в 1955 году после окончания Северо-Осетинского медицинского института. Продолжая традиции научного учреждения с мировым именем, молодой хирург в 1960 году произносит самостоятельное слово в ортопедии. Тема его диссертации: «Оперативное удлинение голени у детей».
До разработки доктором Дзаховым новой методики полагали, что ногу можно удлинить только за счет рассечения бедренной кости. Голень же трогать считали нецелесообразным – в ней две кости и мало мышц. В чем же суть операции, предложенной Дзаховым?
Рейн Мерессар. Возраст 15 лет. Сын галлинского рабочего. Поступил в конце августа …Следим за работой хирурга. Нога перетягивается жгутом выше коленного сустава – питание кровью остановлено. Обезболивание – местное. В кость вводится новокаин. Через кожные разрезы большая берцовая кость рассекается в длину зетообразно с поперечными разрезами на расстоянии 10 сантиметров друг от друга. У Рейна одна нога короче другой на 8 с половиной сантиметров, значит, длина продольного сечения – 10 сантиметров. Полтора сантиметра оставляется для сращения костей после удлинения.
– Консервированный костный трансплантат! – слышим слова хирурга.
Сопоставляем с услышанным накануне: после 14-15 лет процесс сращения происходит более медленно. Поэтому рядом с удлиняемой костью стали укладывать стимулятор – консервированную костную ткань.
С начала операции прошел 1 час и 20 минут. Хирург кончает наружные швы… Вспоминаем сообщение из Парижа – операция доктора Прюдона длилась пять с половиной часов.
– 112-я по счету, – говорит Сослан Даудович.
…В Институте имени Турнера, где детям приходится жить долгие месяцы, они находят свой второй дом. В залитой солнечным светом комнате идет урок литературы.
– Перед отъездом из Одессы в ссылку Александр Сергеевич прощается с морем, – поясняет учительница Т.М. Ивановская содержание картины Репина и Айвазовского.
Ребята полулежа, сидя в постели и за большим столом посередине палаты, устроив поудобнее больные ноги, внимательно всматриваются в репродукцию. Болгарин Николай, грузинка Нуну, эстонец Рейн могут и на родном языке познакомиться с Пушкиным. Но гречанка Алики с острова Кипр и египтянка Софи из Каира, быть может, никогда бы и не узнали о русском поэте… В городе на Неве врачи вернули им здоровье, они научились разговаривать на языке Пушкина.
…Двенадцатилетнюю Софи, дочь капиталиста, слуга, подавая воду, облил крутым кипятком. Девочку спасли чудом… Но тело ее осталось изуродованным, лицо перекосили грубые рубцы. Доктору наук Наталье Ивановне Бутиковой удалось заменить их здоровой кожей.
Вале из Ростовской области – 13 лет. Неделю назад она перенесла такую же операцию, как и Рейн. Больная нора приподнята – она в гипсовой шинке. Выше наложен специальный растягивающий аппарат. С помощью четырех металлических спиц диаметром в полтора миллиметра он прикреплен к фрагментам рассеченных костей. При вращении винтов спицы растягивают кость… Сразу же после операции ногу удлиняют на 1 сантиметр. Через 7 дней – по два миллиметра в день до нужной длины…
Детские глазки вопросительно смотрят на доктора Дзахова: не забыл ли он?
Он не забыл. Вале предстоит сегодня удлинить ногу на первые два миллиметра.
– Можно, я сама?
– Нет. Первый раз нельзя. Первые 12 миллиметров мои, остальные все твои, – говорит хирург.
– Сколько твоих?
Валя отвечает молниеносно – 78.
Свой счет знают здесь все, даже дошкольники…
B 1958 году в Ленинграде состоялась юбилейная сессия, посвященная столетию со дня рождения Генриха Ивановича Турнера. Сотрудники института, носящего его имя, рассказали гостям о своих достижениях. Вскоре после сессии институт посетила вдова покойного президента Америки Элеонора Рузвельт в сопровождении видного медика США профессора Гуревича. Американцы заявили, что многие операции здесь производятся лучше, чем в Америке…
В сентябре этого года в Ленинграде побывал американский ортопед Блаунт из Милуоки. Он был восхищен новыми успехами советских коллег и, в частности, операцией по удлинению голени. У нас в Америке, сказал он, где полиомиелит представлял собой до победы над ним национальное бедствие, насчитывается огромное количество детей с деформацией конечностей и позвоночника. Помочь им должны мы, хирурги. Полиомиелит побежден. Научная мысль советских медиков успешно наступает на его последствия…
Сослан Даудович Дзахов работает над докторской диссертацией.
– Какая тема?
– Тема та же. Еще многое хочется усовершенствовать…
X. ВАРЕС
«Ленинградская правда», 12 ноября 1963 г.



