Осетия Квайса



Порыв дотошного гения – «найти характер и настроение Кавказа»

В этот день родился Константин КОРОВИН (1861-1939), выдающийся живописец, которого наряду с Серовым называют первым русским импрессионистом.

В 40-летнем возрасте он предпринял путешествие на Кавказ. И повод для этого был более чем весомым. Ему предложили создать декорации и рисунки костюмов к фантастической опере Антона Рубинштейна «Демон». Причем, как для Большого театра в Москве, так и для Мариинского в Петербурге. И художник подошел к выполнению миссии основательно.

«Я решил, что необходимо съездить на Кавказ, написать с натуры этюды гор, найти характер и настроение Кавказа», – объяснил в дневниках свой порыв Коровин.

Во Владикавказ он приехал в начале мая 1901 г., остановившись в гостинице.

«Маленький город, за которым большой тенью возвышались ровно громады гор. В городке распустилась акация, и ее аромат сливался с кристальным воздухом», – так живописец зафиксировал на бумаге первые впечатления.

Вечером к нему в номер с визитом явился полицмейстер Владикавказа Николай Амвросиевич Котляревский, который возглавлял борьбу с преступностью в городе уже пять лет и чувствовал себя по-начальственному уверенно.

«Бравый человек, с закрученными усами, высокого роста», – таким показался он Коровину.

Выяснилось, что Котляревский был знаком с родным братом Константина Алексеевича. Пообщались они и на другие темы.

А утром Коровин отправился в путь, вдогонку за духом Лермонтова.

«Из Владикавказа я поехал по Военно-Грузинской дороге на станцию Казбек. Дорога шла по равнине, а впереди были видны громады гор. Они высоко поднимались над долиной. Потом обступили громадными глыбами камня, шли по обе стороны дороги», – очередная запись в дневнике художника.

Первую остановку, согласно записям Коровина, он сделал на станции Редант, заглянув в духан (см. фото) с оригинальным названием, которое и приглянулось путешественнику.

«Небольшой одноэтажный дом с крыльцом; над входом вывеска, на которой написано: «Не уезжай, голубчик мой» – и нарисован чайник, калач и бутылка вина», – наблюдательный глаз мастера приметил все.

Отведав вина, закусив, Коровин продолжил бросок наверх.

«Мы поднимались у самых громадных скал, и горы теснили нас все больше и больше. Ровные серые тучи закрывали вершины. Я как бы въезжал в облака. Дорога шла над пропастью, где далеко внизу, между облаков, белела белой пеной река. Это был Терек»…

Именно там, на высоте Дарьяла, откуда уже не был виден Владикавказ, и были рождены эскизы, ради которых гениальный художник отправился в неблизкий путь. Все они хранятся в Театральном музее им. Бахрушина в Москве.