«Его всадник до сих пор «скачет» на папиросных коробках «Казбек»
В этом году исполнилось 130 лет со дня рождения Мечислава ДОБРОКОВСКОГО (1895-1938), которого многие искусствоведы считают одним из лучших мастеров советского плаката и самых одаренных графиков первой половины XX века.
Творческая биография самобытного художника связана с Осетией и Владикавказом.
В мятежном 1920 году, когда революционное движение захватило и Персию, а в одной из провинций была провозглашена Гилянская Советская Республика, поддержать собратьев по переустройству мира прибыли и россияне, в том числе художники и поэты, занимавшиеся пропагандой и агитационной деятельностью. Так там оказались рядом знаменитый стихотворец Велимир Хлебников и Мечислав Доброковский.
После того, как Персидской красной армии осенью 1921 года не стало, пути новообретенных друзей разошлись: Доброковский отправился во Владикавказ, а Хлебников – в Пятигорск.
В городе на Тереке экс-пропагандист работал в газете «Горская правда» (ныне «Северная Осетия») и в журнале «Горская мысль», создал иллюстрации к очерку «В горах Кавказа. 1917-1920» тогдашнего редактора этих изданий А.Костерина. А через год из Владикавказа убыл в Москву, чтобы стать автором многочисленных плакатов, графически х работ, книжных и журнальных иллюстраций, получив, таким образом, всесоюзную известность.
В 1938 г. Мечислав Васильевич был арестован по обвинению в шпионаже и расстрелян. В 1957 г. реабилитирован посмертно.
Некоторые работы художника хранятся в Третьяковской галерее. А те, что в частных собраниях, на последних аукционах были проданы за суммы от $2,8 до 15,9 тыс.
Из воспоминаний А.Костерина
(журнал «Искусство», №1 1968 г.)♦ Когда Доброковский увидел Кавказ, он был буквально потрясен могучей и величавой красотой Казбека, Дарьяльского ущелья, дикостью ущелий, горных потоков, горделивой осанкой горцев, их орлиными лицами и силой их страстей. Доброковский не расставался с блокнотом, делая наброски горцев, горных селений, горных кряжей.
♦ Во Владикавказе мы включились в работу издательства и газет. Я стал работать над историческим очерком «В горах Кавказа 1917-1920 гг.». Было решено, что иллюстрировать очерк будет Доброковский. Фотографии и цинкографии у нас не было, и потому художнику надлежало делать гравюры на линолеуме. В те времена достать линолеум также было нелегко. Доброковский поступил по-партизански: пошёл на станцию, осмотрел несколько вагонов и в одном из них вырезал линолеум с пола.
♦ В начале 1922 года Доброковский создал рисунок горца. (Он, возможно, послужил основой для изображенного Е.Лансере всадника, который, размноженный в миллионах экземпляров, до сих пор “скачет” на папиросных коробках «Казбек»). Этот рисунок он создал для иллюстрации рассказа осетинского писателя К.Гатуева.
♦ До сих пор у меня хранится портрет осетинки — делегатки горского съезда Советов Варвары Джигкаевой. Это была первая очень серьезная победа художника на пути творческих исканий.
♦ Во Владикавказе Доброковский окончательно расстался с живописью и стал заниматься только графикой.





