Осетия Квайса



«Дима Санакоев» упразднён: получить лечение в Грузии для осетин станет сложнее

Грузия продолжит оказывать медицинскую помощь жителям Южной Осетии. Роль посредника в этом процессе сохранит «Красный крест», на базе которого работает подразделение, занимающееся сопровождением пациентов из Южной Осетии в Грузию.

Об этом EADaily заявила младший научный сотрудник Института развития интеграционных процессов ВАВТ Минэкономразвития РФ Кристина Пурен, комментируя то, что власти Грузии закрывают «администрацию Южной Осетии», но при этом сохраняется «правительство Абхазии».

Ранее принимающей стороной выступала «временная администрация Южной Осетии», которую последний год официально возглавлял Тамаз Бестаев. Хотя, как отметила Пурен, де-факто функции посредника между пациентами и грузинскими структурами сохранились за Дмитрием Санакоевым.

«При этом вся документационная часть осуществлялась через Министерство здравоохранения Грузии, поэтому сейчас можно предположить, что эти полномочия будут переданы Минздраву уже формально. В таком случае возрастёт бюрократическая нагрузка, и процесс получения лечения может стать сложнее», — считает эксперт.

Тем не менее, уверена Пурен, гуманитарное направление останется ключевым в политике Грузии по отношению к Южной Осетии, поэтому доступ к медицинским услугам для граждан Южной Осетии будет сохранён.

«Такой подход вписывается в заявления представителей „Грузинской мечты“ о ставке на мирный сценарий „возвращения“ Абхазии и Южной Осетии. Нужно понимать, что в Южной Осетии ситуация осложняется логистическим фактором, поскольку зимой Транскам часто закрывается из-за лавин и погодных условий, и в этот период у жителей республики нет альтернативы, кроме обращения в грузинские медучреждения. В Абхазии же логистика проще. Также будет сохранён образовательный трек, поскольку сегодня грузинская часть населения Ленингорского района Южной Осетии продолжает выезжать в Грузию на обучение, после завершения которого большинство из них остаются там», — сказала Пурен.

В Абхазии «Красный крест» не задействован, и среди этнических абхазов обращения за лечением в грузинские медучреждения остаются единичными и несистемными. Основную часть пациентов составляет грузинское население Галского района Абхазии. Пурен привела данные, согласно которым, в 2024 г. медицинской программой Грузии воспользовались 1 202 пациента из Абхазии (для сравнения: в 2023 г. — 1178). В Южной Осетии процент обращений ниже, что отчасти связано и с меньшим числом населения в самой республике (в 2024 г. — 312, в 2023 г. — 298).

Абхазская сторона не оплачивает своим гражданам лечение в Грузии. Можно подать документы через так называемое правительство Абхазии в изгнании и уже через него за счет Грузии будут частично покрыты расходы в медицинских учреждениях, добавила Пурен.

Ранее спикер парламента Шалва Папуашвили объявил, что правительство Грузии упразднит «временную администрацию Южной Осетии», созданную при экс-президенте Михаиле Саакашвили. По словам Папуашвили, Грузия продолжает работу над «усилением политики непризнания» независимости Абхазии и Южной Осетии. Грузинские власти убеждены, что «использование термина Южная Осетия» «Единым национальным движением» «было предательством конституции и национальных интересов».

«Никакой Южной Осетии нет в грузинском политическом или правовом пространстве. Поэтому в результате консультаций с правительством мы приняли решение упразднить администрацию административно-территориальной единицы, созданной на территории бывшего автономного округа Южная Осетия», — сказал Папуашвили на брифинге 17 ноября.

EADaily, 19 ноября 2025 г.