Осетия Квайса



Алан КУДЗОЕВ: «Борец – не борец, пока он не поборолся в Осетии»

В весе до 74 кг Кубок братьев Хадарцевых выиграл Алан КУДЗОЕВ — он не раз был на пьедестале ведущих соревнований, но по взрослым это его первая важная победа. В интервью официальному сайту ФСБР он рассказал о своих целях, о том, кому посвятил эту победу, о переломном моменте в карьере и дружбе и соперничестве с Заурбеком Сидаковым.

— На награждение вы вышли в футболке с изображением человека. Кто это?

— Это мой первый тренер, Феликс Тасолтанович Дзакаев. К сожалению, 10 марта 2021 года его не стало, тогда был переломный момент в моей спортивной карьере, переход из молодежки во взрослую борьбу. Без тренера мне было адаптироваться очень тяжело. Хочу посвятить эту победу ему, в знак благодарности.

— В 2021 году в целом были непростые времена — пандемия, ограничения…

— В 2020 году я выиграл первенство России среди юниоров, кстати, в финале тогда боролись с Имамом Ганишевым — но на мир поехать из-за коронавируса не удалось. Затем тренера не стало, были травмы… Можно сказать, что только сейчас удалось восстановиться.

— Сколько раз встречались с Ганишевым?

— Победа во Владикавказе выводит меня вперед — 2:1. Это борьба, сегодня я оказался сильнее.

— Что скажете по уровню соперников на турнире братьев Хадарцевых?

— В прошлом году я тоже выступал на этом турнире, к сожалению, только выступал — уступил четырехкратному чемпиону Европы Таймуразу Салказанову, он до финала не дошел — и я остался без места. После этого я уехал на три месяца в Китай, вернулся, выступил на ярыгинском турнире, прошел Байтукаева, Жербаева, но уступил Потапову. Потом вновь уехал в Китай, вернулся, стал на чемпионате России третьим в новом весе — до 74 кг. Сейчас в Китай не поехал, чтобы побороться здесь. И не прогадал.

— Чем занимались в Китае?

— Был спарринг-партнером первого номера сборной Китая, готовил его к спартакиаде Китая и первенству мира U-23.

— Интересный опыт?

— Да, я там сильно закалился, получил там толчок и уверенность. Ежедневно там я делал по две тренировки в день, и так полгода, без остановки. Здесь я так никогда не тренировался. Раньше я был очень слаб в завязках, но благодаря работе с тренером Кахабером Хубежты я стал себя там увереннее чувствовать, и сейчас мне получается соперников в завязках обыгрывать.

— Вы не раз боролись с Заурбеком Сидаковым. Что можете сказать про дружбу и соперничество с ним?

— Заур — такой человек, в адрес которого невозможно проявлять агрессию, а выиграть без агрессии невозможно. На соревнованиях мы дважды встречались, дважды я проиграл, а на тренировках проигрывал раз 30. Он борец экстра-класса, он навязывает свой темп, который не каждый вывезет. Я когда с Сидаковым борюсь — за него болею (улыбается). Самое важное для меня сейчас — показывать результат. Олимпийских чемпионов Заурбека Сидакова, и, конечно же, Алана Хугаева (греко-римская борьба) считаю своими кумирами. С Сидаковым есть возможность тренироваться. Эх, вот бы он завершил карьеру… (смеется)

— Какие у вас ближайшие планы и старты?

— Я не поехал в Китай из-за подготовки к ярыгинскому турниру — сделаю все, что могу, очень хочу выиграть.

— Как вы начали заниматься борьбой?

— Я пришел поздно, в 12 лет, до этого занимался танцами, и секция вольной борьбы была рядом. От нечего делать я попал в зал, привык, мне понравилось. Мой отец очень сильно любит борьбу, у меня был период, когда я уже полгода не тренировался и были мысли оставить, но из-за отца я вернулся на ковер.

— А мама как относится к тому, что ее сын — борец?

— Мама не хочет, чтобы я занимался, точнее, ей важно, чтобы было все хорошо в плане здоровья.

— Какая у вас главная цель?

— Будем идти маленькими шагами к большой цели, и пока что моя цель — победа на ярыгинском. А дальше цели будем ставить поэтапно. В борьбе большую роль играет везение. Представьте с кем я тренируюсь в зале: Сидаков, Валиев, Салказанов, Цаболов, Баев — как можно с такой внутренней конкуренцией не показывать результат?

— А когда выигрываешь турнир — награждение проводит сам Арсен Фадзаев…

— Да, такие люди рядом. Говорят, что в борьбе сейчас спад, но посмотрите какая внутри Осетии конкуренция в весе до 74 кг? Здесь в этом весе никогда не будет спада, чтобы быть в обойме — надо всегда быть в напряжении.

— Какой у вас рабочий вес?

— Когда я боролся в весе до 70 кг, я гонял около семи килограммов, и когда стал работать с Кахабером Омаровичем, он мне запретил гонять, сказал: сколько весишь — столько и борись. Максимум, сколько я вешу — 81 кг. В целом, когда готовлюсь к соревнованиям, идеально себя чувствую в весе до 74 кг, особенно когда есть двухкилограммовый провес.

— Часто ли доводилось бороться при переполненных трибунах?

— В 2019 году я выиграл Россию здесь же, в «Манеже», в финале у Абдулкадырова — и атмосфера была такая же. С тех прошло шесть лет — и вот я вновь ощутил эти непередаваемые чувства. Пользуясь случаем, хочу сказать спасибо всем, кто сегодня пришел в «Манеж». Говорят, что борец — не борец, если он не боролся в Иране. Пусть я и не боролся пока в Иране, но я скажу так: борец — не борец, пока он не боролся в Осетии.

Тигран АВАНЯН
Wrestrus.Ru, 3 октября 2025 г.