Осетия Квайса



Подарок терским казакам – серебряный сервиз на 100 персон

130 лет назад, 11 августа 1895 г., в 8 часов вечера во Владикавказ экстренным поездом прибыл Эмир Бухарский. Это был не первый его приезд в город, который сразу принял высокого гостя с величайшим почтением. С таким, что досточтимый правитель был зачислен в Терское казачье войско и очень этим гордился.

Эмир Бухарский, 1895 г. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук.

Поэтому, когда он вышел из поезда, то был в своем роскошном национальном одеянии с лентой через плечо и в погонах генерал-лейтенанта казака-терца.

Встречали Эмира по-царски. Когда он с вокзала вместе начальником Терской области Кахановым приехал в отведенные покои, на площади перед домом ожидал почетный караул из сотни казаков с хором полковой музыки, все высшие начальники края и города.

«По выходе из экипажа, Его Светлость изволил поздороваться по-русски с почетным караулом и подошел к областным чинам. Здесь представлены были ему наказным атаманом все присутствовавшие и каждому из них Эмир, здороваясь, подавал руку», – писали «Терские ведомости».

Город еще с утра быль украшен флагами, а вечером иллюминирован. Площадь перед местом расположения правителя Бухарского освещалась бенгальскими огнями, что «придавало обстановке эффектный вид».

Вместе с Эмиром прибыл его старший сын – 16-летний наследный принц Сеид-Мир-Али, который воспитывается в Петербурге, а также свита из восьми высших сановников, в числе которых первый министр (министр финансов) и до 40 низших чинов.

12 августа в 8 часов утра Эмир Бухарский присутствовал на учениях сотни казаков 1-го Сунженско-Владикавказского конного полка за бывшим тенгинским лагерем. И хотя тяжелый грунт от прошедшего ночью сильного дождя сильно мешал, терцы были на высоте.

За прекрасную выучку и лихую джигитовку Его Светлость поблагодарил казаков по-русски словами: «Хорошо, братцы!».

В тот же день в 12 часов Его Светлость удостоил своим посещением Владикавказское графа Лорис-Меликова ремесленное училище.

А вечером в честь высокого гостя у начальника области состоялся обед, на который были приглашены высшие гражданские и военные чины.

13 августа в 14 часов Эмир по Военно-Грузинской дороге отбыл в Тифлис. До Реданта его провожали начальник области генерал-лейтенант Каханов, его старший помощник генерал-майор Панин, полицмейстер барон Унгерн и полусотня казаков.

Из Тифлиса Эмир через несколько дней выехал в Бухару, а наследный принц – в Петербург. На обратном пути во Владикавказе принц вручил Каханову восхитительный серебряный столовый сервиз на 100 персон, пожалованный отцом в подарок Терскому казачьему войску. Надпись на изящных футлярах гласила: «Терскому казачьему войску от Эмира Бухарскаго Сеид-Абдул-Ахад-хана, генерал-лейтенанта войска».