Осетия Квайса



«С прекрасным видом на Казбек»

// КУСТОДИЕВ во Владикавказе

Автор знаменитой «Купчихи за чаем», «Портрета Шаляпина» и других шедевров мирового уровня с раннего детства знал, что станет художником. И с упоением шел к осуществлению мечты. Но еще до того, как начал мощное восхождение с учебы в Академии художеств в городе на Неве, он в 16 лет ненадолго оказался в городе на Тереке.

Виной всему богатый дядя, который взял племянника из Астрахани в путешествие по Кавказу. Борис КУСТОДИЕВ (1878-1927) для своего первого в жизни путешествия завел путевой дневник. И не только записывал впечатления, но и делал карандашные наброски.

Приехав в июле 1894 г. поездом из Петровска (Махачкалы) во Владикавказ, они взяли на вокзале экипаж и отправились в гостиницу «Гранд-отель».

«Дядюшка пошел спрашивать, есть ли номера. Я сидел в коляске и ждал его добрых полчаса. Он сошел с лестницы и объявил мне, что номера есть, но плохие. Поехали в «Европу», где дядя нашел номер себе по вкусу за 8 р. с балконом на Александровскую улицу (Александровский проспект) и прекрасным видом на Казбек», – добросовестно записал в дневнике юный Кустодиев.

После краткого пребывания в городе дуэт продолжил свое путешествие по Военно-Грузинской дороге.

«Дядя раз десять раскрывал и закрывал сундук, несмотря на то, что ничего из него не взял, наконец он собрался, и мы пошли садиться в экипаж», – фиксировал будущий гений живописи.

Как указывают исследователи творчества художника, 16-летний Борис на листах записной книжки запечатлел Терек, Дарьяльское ущелье, Казбек, юношу в национальном костюме, всадника-горца в бурке с ружьем за спиной.

Эти ранние и, вероятно, еще несовершенные рисунки не опубликованы. Они, согласно сведениям биографов Кустодиева, хранятся в Третьяковской галерее. А тогда, в 1894-м, юный талант был в восторге:

«Дни, проведенные на Кавказе, канут в вечность и отойдут в мир преданий. У меня никогда не изгладятся впечатления о Военно-Грузинской дороге, о Тереке, Пятигорске и Бештау. Быть может, мне никогда больше не придется увидать Кавказа, но я буду хранить о нем самое лучшее воспоминание».

Впоследствии он еще трижды был на Кавказе, сделал несколько уже живописных работ, но свой первый маршрут – через Владикавказ – все-таки не повторил…