Осетия Квайса



«Величие народа не зависит от его численности…»

95 лет назад в сел. Христиановское (ныне г. Дигора) родился Ким ЦАГОЛОВ (1930-2015), генерал-майор, доктор философских наук, профессор, писатель и публицист, живописец, заместитель министра РФ в 1993-2000 гг.

В 1990-м, когда националисты всех мастей подняли головы, произошло резкое обострение ситуации в Южной Осетии. 700-800 осетин, шокированных происходящим, собрались в одном из залов в центре Москвы.

Когда на трибуну вышел Ким Македонович, ему сразу удалось приковать к себе внимание. Он говорил неравнодушно, но аргументированно.

После тяжелого вечера, я предложил ему на основе сказанного подготовить статью.

Сегодня, 35 лет спустя, та публикация не устарела, стала документом эпохи, а в отношении будущего Грузии оказалась весьма прозорливой. Полезно перечитать. Публикуем с некоторыми сокращениями.

Игорь ДЗАНТИЕВ

 

Избыток эмоций, дефицит разума

То, что произошло и происходит сейчас в Южной Осетии – не случайность. Это естественный ход событий. Когда в прошлом году разыгрались там баталии, я приехал туда. Тогдашнему Председателю Президиума Верховного Совета Грузии Гиви Гумбаридзе я сказал: «Я очень уважаю грузинский народ. Это – великий народ. Но сейчас он болон. Болен тяжело».

При первой встрече с Звиадом Гамсахурдиа – она состоялась в институте литературы Грузинской ССР – тот начал с того, что разразился получасовым монологом.

«Я приведу пятидесятитысячную армию – с жаром говорил он – я приведу двухсоттысячную армию. Ни одного осетина на будет на земле Самачабло. Я требую, чтобы опустили советские флаги…»

Улучшив момент, когда он исчерпал запас кислорода, я произнес: «Звиад Константинович, у нас имеется только две возможности – дорога мира и дорога войны. Если Вы согласны с дорогой мира, я от имени осетинского народа готов вести конструктивный разговор. Если нет, тогда я от имени осетинского народа Вам заявляю, что осетины будут вынуждены защищать свою честь и достоинство».

Ликвидация грузинскими властями Южной Осетии тщательно репетировалась в прошлом году. И главным лейтмотивом тех и нынешних событий было то, что грузинские лидеры считают: Грузия выходит из Советского Союза.

Я лично против этого не возражаю. Но почему, спрашивается, Грузия хочет прихватить «в кармане» и народ Южной Осетии?!

Сама постановка вопроса таким вот образом просто некорректна по любым параметрам. Ведь что утверждается на практике? «Ни одного осетина не должно быть ни на одном руководящем посту. Все осетины должны писать документы на грузинском языке!»

Ну, как это понять и принять?..

Особенно удручает откровенная ставка грузинских лидеров при решении сложнейших межнациональных проблем на грубую силу. Гамсахурдия мне не раз говорил об этом, мол, тогда осетины будут благоразумнее.

То же самое мне повторил так называемый «министр обороны» грузинских неформалов Важа Адамия. Я возражал ему: «Вы же врач, как же вы такое говорите?»

Но разве кто-нибудь во всем СССР знает, что эта установка в прошлом году уже воплощалась в действительность? Никто! Из глухих сообщений прессы, может, кто-то и знал, что на Юге Осетии что-то происходило. Какие-то обрывки полуправды все-таки просачивались.

Но кто меня может убедить в том, что полуправда, еще полуправда, и из этих двух полуправд можно составить одну правду? Нет, из двух полуправд может получиться только одна ложь. И не более.

Нынешние грузинские руководители категорически против автономии Осетии. Они объявили, что земля и все недра принадлежат в Грузии только грузинам, а всем остальным отведен статус «гостей».

Когда прошлой зимой грузинские боевики захватили заложниками 28 осетин, то учинили над ними невиданные глумления. Такого я никогда в своей жизни нигде, в том числе и за четыре года в Афганистане, не видел. И даже никогда не читал и не слышал. Представить никогда не мог, что подобное возможно.

Людей раздели догола, избили арматурными прутьями так, что их тела превратились в кровавое месиво. Потом в двадцатиградусный мороз бросили их в горную реку Лиахву, добивая с берега несчастных камнями. Потом их вытащили, они не могли уже ни стоять, ни двигаться. Но их заставили голыми ползти по снегу по-пластунски. Но и это не все. Изуверские мозги додумались о еще и до того, что отрезали у полуживых людей волосы и принуждали их есть свои волосы.

В мировой практике иезуитства таких садистских зверств никогда не было.

Нам удалось спасти этих мучеников. Поместили их в больницы – часть в Цхинвале, часть в Джаве. Потом приехали тележурналисты. Жертвы садистов еле дышали, но рассказали, что произошло. Все это засняли на пленку.

Под занавес корреспондент спросил у одного из несчастных, смог бы все это он простить?

Тот ему ответил, что очень трудно, но надо. И добавил: «Мы же должны думать о наших детях».

Тогда корреспондент подносит микрофон к себе и произносит: «Я бы этого никогда не простил».

Позже он спросил у меня: «А вы могли бы простить?»

Я ответил: «Прощать такое может только сильный духом».

Для меня этот эпизод показателен: мудрость должна быть выше слепой ненависти. Но и у такой прощающей мудрости есть свои границы, есть какой-то предел.

Год назад грузинские «демократы» ценой человеческих трагедий проверили на практике действия своих вооруженных формирований, своих «черных соколов». Это были самые настоящие военные учения с боевой стрельбой. Но дальше-то что?

Встречаясь с грузинскими лидерами, и не раз призывал их к спокойному, аргументированному разговору, на что неизменно получал ответ: «Никаких разговоров с осетинами быть не может! Рокский тоннель надо взорвать! Осетины оттуда получают оружие».

И в то же самое время осетинское население буквально терроризировалось бандами Гвилисиани и других до зубов вооруженных штатным армейским стрелковым оружием.

Установка пришедшей к власти националистической части грузиноких группировок предельно ясна: осетины могут оставаться жить в Грузии, чтобы выполнять для коренного народа рабскую, холопскую работу, но не более того. Не поднимай голову, не грузин, не высовывайся!

Я осуждаю все это, также как и раздающиеся у некоторой части осетин безответственные заявления, стремление решать вопросы одними эмоциями. Я против насилия, в какой бы оно форме ни проявлялось и от кого бы оно ни исходило.

В то же время убежден, что сегодня с ростом национального самосознания каждый народ имеет право на самоопределение. Но я не рассматриваю это право в том смысле, что нужно обязательно бежать из Советского Союза. Я вкладываю в это другое: каждый народ сам должен определить, как ему жить. То ли в форме он автономной области, то ли образовав свою республику, королевство, княжество, эмират…

Нам говорят, что осетины вселились на нынешние земли в таком-то году. Но есть же древние карты и не наши, а иностранные, где на территории, намного более обширной, чем границы нынешнего расселения осетин, написано всего одно слово: «Алания».

Дело даже не в этом, ибо такого рода аргументы в современных условиях бесплодны. Пусть даже установлено, что в ранние века на какой-то земле жил такой-то народ. Ну, и что? Согласно этой логике прикажете теперь осетинам прийти к Дону и сказать донским казакам: «Подвиньтесь, здесь когда-то наши предки оставили отметину?»

Только на такой основе, лишь кажущейся научно-исторической, немыслимо решать вопросы. А грузинская сторона несмотря ни на что знай себе твердит: «Это наши земли, мы здесь жили раньше, с самого начала!» Что значит «с самого начала»? То, что волею божьей с небес «выпрыгнул» на землю нынешней Южной Осетин грузин?

Гамсахурдиа и другие лидеры не однажды заявляли, что они выступают против «имперской» политики центра. Но, выступая против такой политики центра, они сами должны проводить «имперскую политику по отношению к своим национальным меньшинствам. Иначе это – принцип двойной морали. Такой путь ведет только в тупик.

Перспективен другой подход – принцип равноправия народов. Он должен неукоснительно соблюдаться независимо от численности того или иного народа. Древние мудрецы говорили: «Величие народа не зависит от его численности, так же как величие человека не зависит от его роста».

Ну, кто, когда и почему в нашем обществе придумал, что если численность одного народа несколько миллионов человек, а другого – несколько десятков тысяч, то первый народ важнее, главнее второго? Из какой морали, из какой нравственности вытекает такая привилегированность одного народа по отношению к другому?

Приход к власти в Грузии «Круглого стола» во главе с Гамсахурдиа я считаю приходом к власти крайнего крыла. Всю опасность такого развития событий, я думаю, грузинский народ еще не представляет. Это дело будущего. Сейчас пока ясно одно: в их программах и конкретных действиях – ставка на шовинизм. А на этом Грузия не сможет «въехать» в клуб европейской демократии.

Даже если закрыть на все это глаза, на мой взгляд, сии мечтатели идеалистически представляют себе судьбу самого грузинского народа.

Взять сугубо экономический аспект. Кому на мировом рынке нужны, например, закавказские цитрусовые? Их Европа не возьмет даже даром. Нельзя же серьез думать, что если их можно продать здесь, в Москве, в Свердловске, в Новосибирске, то можно ими торговать и там, в Париже, Риме или Лондоне?!

Что еще? Марганец? Он в Грузии на исходе.

Минеральную воду «Боржоми»? Все это наивно.

Допустим, закроем глаза и на это. Но есть и другие факторы – геополитические. Грузия окажется в кольце исламских государств. И может, нужна будет армия? И вооруженная не автоматами и арматурными прутьями. Ну, наберут несколько дивизий. А где взять оружие? НАТО даст? Израиль даст? Думаю, что это иллюзии. Никто ничего просто так не даст. А флот? Что сможет в ближайшие десятилетия, если понадобится, выставить Грузия?

Конечно, и все эти факторы можно не брать в расчет, но тогда подобные политические пасьянсы не надо называть профессиональной политикой.

Я отдаю себе отчет в том, что приведенные аргументы ни в малой степени не заставят призадуматься нынешних грузинских правителей – настолько прочно сама идея ухода из Союза засела в их помыслах, и настолько сильно они успели загипнотизировать ею значительную часть грузинского народа. Что ж, как говорится, в добрый час.

Но осетины не хотят выходить из Советского Союза! И заставить их сделать это силой – этого допустить нельзя.

И очень печально, что в современных условиях такая политика реализуется на глазах у союзной власти. Впечатление такое, что центр ничего не видит, а, точнее, делает вид, что не видит, что ничего особенного не происходит.

Как же так? Это же беспрецедентный случай грубого попрания прав малого народа!

Если во внешней политике мы выступаем против насилия в любых его формах, то в своей собственной стране такой подход тем более должен неукоснительно соблюдаться…

Газета «Столичная» (Москва), декабрь 1990 г.

Фото – Василий КЛИМЕНКО (Цхинвал, 1989 г.)